Найти в Дзене
Круто об искусстве

Любимый художник Петра I.

"С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета" (Грабарь "История русского искусства").

Иван Никитин "Портрет напольного гетмана", ок. 1725. Русский музей, Петербург.
Иван Никитин "Портрет напольного гетмана", ок. 1725. Русский музей, Петербург.

Новый жанр был связан с ПАРСУНОЙ (от искаженного "персона") - условное название портрета, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться СВЕТСКИЕ МОТИВЫ.

❗Напомню вам, что до прихода к царствованию Петра I, т.е. ДО КОНЦА XVII ВЕКА НА РУСИ НЕ БЫЛО СВЕТСКОГО ИСКУССТВА.

После реформ Петра I и открытия "окна в Европу" кардинальным образом изменилось все, в том числе и русская культура - стало зарождаться светское искусство. Иностранцев приглашали работать при дворе, они же обучали русских коллег по цеху "живописным премудростям" (одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр).

Именно при Петре I людей разных профессий начали отправлять учиться за границу - пенсионерство (от слова "пенсион" - гос.содержание на время обучения).

Среди первых живописцев, отправленных в пенсионерство в 1715 году, были ИВАН НИКИТИН и АНДРЕЙ МАТВЕЕВ, который, вернувшись создаст первый в истории русской живописи автопортрет.

Иван Никитин "Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I", 1714. Русский музей, Петербург.
Иван Никитин "Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I", 1714. Русский музей, Петербург.

❗ИВАН НИКИТИЧ НИКИТИН - "персонных дел мастер", был любимым художником Петра I и стал предметом его патриотической гордости перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры".

❗"Живописец Иван" - ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК в европейском смысле этого слова.

"Портрет напольного гетмана" (ок. 1725) - апофеоз творчества Никитина.

Посмотрите КАК тонко он написан: в красновато-коричневую гамму безошибочно введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Строгая изысканность колорита выделяет образ мужчины в летах.

Лицо гетмана резко отличается от холеных аристократических лиц, типичных для портретной живописи XVIII века. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. Воспаленные, слегка сощуренные глаза с их пристальным, испытующим взглядом выражают острый ум и спокойную решительность.

В "Напольном гетмане" НАШЕЛ СВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕОБРАЗНЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ, СВОЙСТВЕННЫЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХЕ - Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря "высокому" происхождению или знатностью рода, а собственным трудом и талантом.

Гетман - ЭТО СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Мы не знаем имени человека, которого написал Никитин. Попытки архивистов и музейных работников связать с этим портретом какое-либо определенное историческое лицо пока еще не привели к положительным результатам. Пока я искала качественную репродукцию в сети мне попалось на нескольких сайтах, что "Напольный гетман" - это автопортрет Никитина. ЭТО ЛОЖЬ! Надпись на обратной стороне портрета говорит лишь о том, что перед нами напольный гетман, то есть боевой командир полевых казачьих отрядов. Военачальники, подобные этому, на рубеже XVII-XVIII столетий охраняли южные границы России, бились за выход к морю, вместе с Петром воевали под Азовом.

Иван Никитин "Портрет Государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина", 1720ые. Третьяковская галерея, Москва
Иван Никитин "Портрет Государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина", 1720ые. Третьяковская галерея, Москва

После смерти императора, при Екатерине I, Никитин перебирается в Москву и преимущественно занимается церковной живописью. Там, вместе со своими братьями Романом и Иродионом он был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку в Тобольск. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны. Но пожилой и больной Иван Никитин уже не вернулся в Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней в 1741 году.