Выставка «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик» открылась в Москве, в музее, куда редко заглядывает обычный посетитель. Это в филиале Литературного музея, называющимся "Дом И.С. Остроухова в Трубниках". Он находится в переулке близ Садового кольца, перпендекулярном Новому Арбату (чуть позади кинотеатра "Октябрь").
Выставка посвящена дореволюционному владельцу этого небольшого домика. Здесь впервые за десятилетия собраны воедино картины из его коллекции, ныне составляющие гордость нескольких художественных музеев.
Прежде чем отправиться на выставку, почитайте биографию Остроухова (или возьмите в музее экскурсию). Вообще это великий человек, сделавший колоссально много для нашей культуры. Скажем, с его подачи была расчищена "Троица" Рублева, таким образом превратившаяся из почитаемого, но темного религиозного артефакта в Лавре -- в шедевр русского искусства. Долгие годы Остроухов отвечал за Третьяковскую галерею и сделал для нее колоссально много.
Он был собирателем, особенно хороша его коллекция икон (теперь гордость ГТГ). На этом портрете он изображен на фоне "Снятия с креста" 15 века (ныне тоже в ГТГ).
Биография Остроухова необычная: он в молодости был достаточно талантливым художником. Особенно любил пейзажи. Первый зал посвящен его собственным работам. Развивал он, как видите, традиции среднерусского пейзажа.
Он вращался в кругу всех вот этих культурных людей, художников, купцов-меценатов.
А потом случилась незадача, положившая конец его развитию как живописца.
Нет, он не сломал руку и не ослеп.
Он женился на миллионерше.
Так Остроухов перешел совсем в другую категорию -- покровителей искусства, меценатов, коллекционеров, кураторов.
Начал помогать друзьям, которые действительно были талантливее его, собирать их работы. У него сложилась огромная коллекция.
Собирал он не только друзей, но и мертвых художников, иконописцев.
На этом кадре -- не мертвый, а вполне себе живой. Это не Рембрандт из ГМИИ, а копия с него Репина (1870-е, ГТГ).
Особняк в Трубниковском был набит искусством. На стенах представлены фотографии, по которым видно, что на выставке собрано отнюдь не все, а только процентов пять. Многие из вещей в ГТГ, например, в постоянной экспозиции, и вынимать их на выставку -- значило бы сильно обеднять музей. Да и "шпалерной" развески (картины вплотную) сейчас в музеях не принято делать. А у Острохова было именно так, пустого местечка на стене не оставалось.
Колоссальна его роль для развития ГТГ (кстати, а почему особнячок его оказался в составе Литературного музея вообще?)
Отдельный уголок экспозиции посвящен коллекции русских "старых мастеров" Остроухова. Ее символизируют несколько картин: Боровиковский, Тропинин, Варнек, и т.п.
Особнячок, на самом деле, маленький, и экспозиция небольшая, но если вдумчиво осматривать, читать исторические витрины и вдумываться, то впечатлений будет масса.
В витрине несколько икон обозначают самую знаменитую часть коллекции Остроухова.
К выставке издан гигантский каталог, толщиной корешка сантиметров 6. То, что представлено на стенах музея, составляет лишь малую его часть. Специалисты, не пропустите.
До 6 декабря 2020
Трубниковский переулок, д. 17.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.