Найти в Дзене

ТДТ как метод коррекции аффективной сферы у подростков с эндогенными заболеваниями

Оглавление
https://psy.su/feed/8598/
https://psy.su/feed/8598/

Автор
Рассушина Алиса Павловна

Дипломную работу «Танцевально-двигательная терапия как метод коррекции аффективной сферы у подростков с эндогенными заболеваниями» подготовила Алиса Павловна Рассушина, детский дефектолог (специализация: психология детей с ограниченными возможностями), танцевально-двигательный терапевт, выпускница программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» (руководитель – Наталия Юрьевна Оганесян) в Институте практической психологии «Иматон».

Аффективная сфера – одна из важнейших личностных характеристик развития и состоятельности личности, связанных с гностической, мнестнической, интеллектуальной и социальной сферой деятельности. То есть это психический процесс, который обширно влияет на всю нашу жизнь. И является с одной стороны побудителем к разного рода деятельности, а с другой контроллером и регулировщиком.

Подростковый возраст всегда характеризуется высокой эмоциональностью и трудностью произвольной регуляции. Однако, говоря об особенностях аффективной сферы подростков с эндогенными заболеваниями, можно выделить следующие особенности:

В первую очередь, дисгармоничность и утрата единства психических функции. Сбой в цепочке: эмоции, мышление, движение. Возникающая эмоция часто неадекватна или неуместна ситуации, а последующее действие, не совпадает с выраженной̆ эмоцией̆. Мыслительная операция при попытке обработать эмоциональное выражение не справляется в осознании.

Во-вторых, ограничение социальных контактов, нежелание или невозможность в силу заболевания, общаться со сверстниками не дает возможности получать обратную связь и формировать адекватную оценку выраженных эмоциональных состояний.

В-третьих, снижение энергетического потенциала в целом припыляет эмоциональный̆ фон. На эмоции нужны силы, ресурсы, а их просто нет. Поэтому подросткам с эндогенными заболеваниями необходима поддержка в развитии, осознании, адекватном выражении и понимании эмоций.

Также у эндогенных больных наблюдается амбивалентность эмоций - то есть внутреннее противоречие чувств, характеризующееся одновременным принятием и отвержением объекта или субъекта.

ОБУЧЕНИЕ

Наталья Юрьевна Оганесян

9–28 ноября 2020

Дополнительное профессиональное образование

Танцевальная терапия: теория и практика

42 800 руб.

УЧАСТВОВАТЬ

Немаловажно отметить, что именно на подростковый возраст приходится манифестация эндогенного заболевания. И в этом случае в аффективной сфере мы можем наблюдать острую маниакальную или депрессивную фазу, гебоидный синдром, суицидальные мысли и действия, самоповреждения. Такая симптоматика требует в первую очередь фармакотерапии и лечения в условиях стационара под наблюдением психиатра.

Однако после снятия острых симптомов, мы наблюдаем картину схожую с проблемами обычного нейротипичного подростка. Но при этом адаптационные механизмы у подростка с эндогенным заболеванием сильно порушены. Ресурсов на восстановление и адаптацию не хватает, семья редко поддерживает своего ребенка в такой ситуации, так как тоже отягощена анамнезом и социальными трудностями. Социальные связи в среде не выстроены. Что свидетельствует о том, что такие дети нуждаются в реабилитации и коррекционной работе, направленной на восстановление ресурсов психики, возможностью выражения эмоций и выстраиванию связей: эмоция-мысль-движение.

Доказательность непосредственной связи между эмоциями и моторными изменениями, эмоциональным опытом, мозгом и телом не подвергается сомнению. Мимика, жесты, определённые действия – отображают эмоциональное состояние. В ситуациях презрения, брезгливости, отторжения используютя отталкивающие движения. В случае радости, эйфории можно наблюдать широкие жесты, прыжки, бурные движения. Горе, печаль, депрессивные состояния отображаются телесно в закрытой позе, обнимания себя руками, «позе эмбриона». Фактически, выражение аффективной сферы напрямую связана с движением.

Поэтому танцевально-двигательная терапия, связанная в первую очередь с движением, безусловно, оказывает положительное влияние на аффективную сферу, повышает осознание, адекватность и уместность проявленных эмоций. При помощи движения мы можем установить связь между определенной эмоцией, ее моторным и вербальным, тем создав более четкую структуру причинно-следственных связей между аффективной и когнитивной сферой.

Это послужило поводом для тестирования и апробирования метода танцевально-двигательной терапии в московском детском центре по работе с психическими заболеваниями НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой.

Для отбора участников были изучены истории болезни детей 3-го психиатрического отделения. Проведены консультации с лечащим врачом, заведующим отделения и консультирующим психологом. Критерии отбора в группу были следующие:

1. Срок госпитализации – необходимо, чтобы ребенок пролежал в отделении минимум 30-ть дней с момента проведения диагностики.
2. Выход из острого психотического состояния.
3. Интеллектуальная сохранность.
4. Отсутствие противопоказаний.

Таким образом экспериментальную группу составили 5 человек. В связи с пандемией по Covid-19 занятия проводились в малой группе. Имена участников скрыты в связи с конфиденциальностью данных.

-2

Для оценки динамики состояния выбраны три диагностические методики: «Торонтовская шкала алексетимии», проективная методика «Человек под дождем», «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян.

Результаты исследования

-3

Как мы можем наблюдать количественный параметр алексетимии снизился не выраженно. Тем не менее на сессиях можно было наблюдать, качественные изменения: осознание и выражение своих эмоций и чувств через движения, улучшение коммуникации пациентов и возможностью вербализировать свои эмоции.

Несмотря на то, что все участники эксперимента по-прежнему находятся в зоне риска диагностирования алекситимии можно выявить положительную динамику и предположить эффективность метода танцевальной терапии при работе с этим параметром. Однако для этого потребуются боле широкие исследования.

Проективная методика «Человек под дождем»

Можно наблюдать появление имажинарности и эмоциональной окраски рисунка, усложнение рисунка у некоторых участниках.

«До»

-4

«После»

-5

«До»

-6

«После»

-7

«Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян

Однозначно можно сказать о динамике репертуара движений, двигательной активности, пространственной ориентации и невербальных кинестетических коммуникаций в процессе танцевальной терапии. по методике телесного анализа Н.Ю. Оганесян. Наглядно представлено на диаграмме по каждому участнику:

-8
-9
-10
-11
-12

Если говорить о качественных изменениях, то можно с уверенностью сказать о том, что фон настроения на занятиях всегда приподнят, девочки с радостью и нетерпением шли на сессии, стали лучше общаться в отделении, просить помощи у персонала, сплотились друг с другом. Уменьшилось кол-во протестных реакций, увеличился энергетический потенциал. Заметно снизилось стеснение при выполнении упражнений на импровизации, появилось желание поддержать друг друга во время танца. У двух участницы появился заметный прогресс в привлечении к целенаправленной деятельности.

-13

Таким образом, обобщая полученные результаты можно отметить следующие изменения:

В эмоционально-волевой сфере:

По итогам прохождения группы у пациентов развивается произвольная регуляция мышечного тонуса, что способствует осознанию мышечных ощущений в разных частях тела, а также повышает ощущение целостности тела. Что в свою очередь позволяет повысить произвольную регуляцию своего эмоционального состояния. Понимание адекватного выражения своих ощущений, ситуативной уместности эмоций и чувств. В ходе терапии у пациентов сформировалось осознанное восприятие своих и чужих эмоций. Участники терапии научились выражать простые базовые эмоции при помощи жестов и движений. Невербально определять чужое эмоциональное состояние. Снизился уровень алекситимии. Настроение стало более стабильным и устойчивым, уровень тревожности снизился. Расширился диапазон эмоциональных реакций. Вследствие чего улучшился уровень коммуникации, появилась критичность к своему состоянию, повысилась адаптация к окружающей̆ среде (тест на алекситимию и проективная методика «человек под дождем»).

В двигательной̆ сфере:

Развитие координации движений и двигательной активности, повысило энергетический потенциал участников. Ориентация и освоение пространства дало возможность для творческого выражения. Расширение двигательного диапазона позволило лучше чувствовать и осознавать собственное тело, ощущать себя свободнее в телесных проявлениях. Наблюдается меньше кататонических состояний пациентов. В движениях появилась сила и прямота (достоверные увеличения по большому количеству шкал методики «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян).

В когнитивной сфере:

Важно отметить, что танцевальная терапия способствует не только выражению эмоций, но структурированию мышления, выстраиванию связи телесное выражение-эмоция-мысль. Курс ТДТ помог пациентам в коррекции произвольной концентрации и распределения внимания, навык удерживаться в заданной инструкции, повторять и запоминать движения терапевта. Дольше удерживаться в целенаправленной деятельности. Участие в группе позволило прикоснуться к развитию образного мышления во время импровизации и в танцах с предметом. Способствовало развитию мышечной и зрительной памяти при постановке элементов из структурных танцев. Расширило общий кругозор пациентов. Развитие слухового восприятия и чувства ритма помогло лучше структурировать и координировать свои мысли и движения.

Заключение

Важно сказать, что детям в психиатрической больнице очень тяжело, они лишены личного пространства, возможности общения с близкими людьми, они тревожны и замкнуты. Реабилитационные занятия танцевально-двигательной терапией помогают им почувствовать себя лучше, в безопасной среде, где можно выражать свои ощущения и чувства, взаимодействовать и пробовать разные способы коммуникации с участниками, быть принятым и услышанным. Все это накапливает ресурс для продолжительной ремиссии и дает возможности для адаптации в обычной среде.