Найти тему
Оружейникофф

Что такое стелс-технологии и какие самолеты невидимы

О стелс-технологии, или «невидимости», «малозаметности» воздушных и морских судов, как правило – военного назначения, говорят давно и много, однако если начинаешь пытаться узнать на конкретных примерах, насколько «невидим» тот или иной самолет, то выясняется, что сведений об этом нет.

Northrop B-2 Spirit - малозаметный, но очень дорогой самолет США
Northrop B-2 Spirit - малозаметный, но очень дорогой самолет США

Между тем, технология стелс является одним из главных условий по переводу истребителя из 4 поколения или 4++ в 5-ое, не единственным, конечно, условием, но важным. Одними из первых малозаметных самолетов можно считать советский У-2 (По-2), который почти не имел в своей конструкции металла, и был незаметен для первых немецких и американских РЛС.

Технология стелс - это способ снижения заметности самолетов (и не только) в радиолокационном и инфракрасном и некоторых других спектрах обнаружения. Для этого применяются специальной формы планеры, радиопоглощающие материалы, экраны на сопла двигателей.

Истребитель Су-57
Истребитель Су-57

Однако и некоторые самолеты 4++ имеют «малозаметность». В России это: стратегический бомбардировщик Ту-160, истребитель МиГ-29СМТ, истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий истребитель МиГ-35 (правда, производство только планируется), тяжелый истребитель Су-35С, палубный Су-47. Такие самолеты называют «с пониженной заметностью», поскольку это ранние попытки сделать самолеты малозаметными. Тут, как правило, применялись радиопоглощающие покрытия без применения специальной геометрии, либо недостаточно эффективной геометрией или полученной случайно.

У-2 - самолет-невидимка своего времени
У-2 - самолет-невидимка своего времени

Будет невидимым и истребитель пятого поколения Су-57 – когда будет.

К американским «невидимкам» с «пониженной заметностью» относят: стратегический бомбардировщик B-1 Lancer, палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet (и модификация - F/A-18E), европейский многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon, американский истребитель F-15SE Silent Eagle (находится на испытаниях).

Другой класс «невидимок» - «малозаметные самолеты». Это более современные стелс-технологии, которые применяют в основном к самолетам 5-го поколения. Тут применяется не только покрытия, но и специальная геометрия планера, экранирование сопел двигателей, компрессоров.

К сожалению, тут Россия может похвастаться только Су-57 и ПАК ДА, которого пока в серии нет. А ведь могли бы быть, например, Як-201 и МиГ-ХХ.

У «них» это: тяжелый бомбардировщик стратегического назначения B-2 Spirit, истребитель 5-го поколения F-22 Raptor, F-35 Lightning II. Разумеется, речь идет только о эксплуатируемых или находящихся в разработке самолетах.

У Китая тоже есть чем похвастать: истребитель Shenyang J-20, легкий истребитель Shenyang J-31 / F-60, тяжелый стратегический бомбардировщик Xian H-20.

Но судить, у кого малозаметность лучше, а у кого хуже, как это делают многочисленные «диванные» аналитики нельзя. Конечно, испытания на уровень малозаметности, в каких случаях самолет заметен, а в каких нет – проводятся, но эти данные, по понятным причинам, секретные. Любая страна будет это секретить, чтобы не придумали способов борьбы с «невидимками».

Не раз битый американский Ф-117
Не раз битый американский Ф-117

Правда, американский F-117 в Сербии таки увидели и сбили, правда, там использовались первые технологии «стелс», хотя и ракетный – С-125, был не новым. Однако один самолет был сбит, а другой – поврежден.

Да и китайские J-20 не один раз попадали под радары Су-30 и радары Тайваня. Так что боевая эффективность довольно спорная, хотя утверждать что-либо, не имея точных характеристик – сложно.

Друзья! Поддержите пожалуйста канал!

-5