О стелс-технологии, или «невидимости», «малозаметности» воздушных и морских судов, как правило – военного назначения, говорят давно и много, однако если начинаешь пытаться узнать на конкретных примерах, насколько «невидим» тот или иной самолет, то выясняется, что сведений об этом нет.
Между тем, технология стелс является одним из главных условий по переводу истребителя из 4 поколения или 4++ в 5-ое, не единственным, конечно, условием, но важным. Одними из первых малозаметных самолетов можно считать советский У-2 (По-2), который почти не имел в своей конструкции металла, и был незаметен для первых немецких и американских РЛС.
Технология стелс - это способ снижения заметности самолетов (и не только) в радиолокационном и инфракрасном и некоторых других спектрах обнаружения. Для этого применяются специальной формы планеры, радиопоглощающие материалы, экраны на сопла двигателей.
Однако и некоторые самолеты 4++ имеют «малозаметность». В России это: стратегический бомбардировщик Ту-160, истребитель МиГ-29СМТ, истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий истребитель МиГ-35 (правда, производство только планируется), тяжелый истребитель Су-35С, палубный Су-47. Такие самолеты называют «с пониженной заметностью», поскольку это ранние попытки сделать самолеты малозаметными. Тут, как правило, применялись радиопоглощающие покрытия без применения специальной геометрии, либо недостаточно эффективной геометрией или полученной случайно.
Будет невидимым и истребитель пятого поколения Су-57 – когда будет.
К американским «невидимкам» с «пониженной заметностью» относят: стратегический бомбардировщик B-1 Lancer, палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet (и модификация - F/A-18E), европейский многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon, американский истребитель F-15SE Silent Eagle (находится на испытаниях).
Другой класс «невидимок» - «малозаметные самолеты». Это более современные стелс-технологии, которые применяют в основном к самолетам 5-го поколения. Тут применяется не только покрытия, но и специальная геометрия планера, экранирование сопел двигателей, компрессоров.
К сожалению, тут Россия может похвастаться только Су-57 и ПАК ДА, которого пока в серии нет. А ведь могли бы быть, например, Як-201 и МиГ-ХХ.
У «них» это: тяжелый бомбардировщик стратегического назначения B-2 Spirit, истребитель 5-го поколения F-22 Raptor, F-35 Lightning II. Разумеется, речь идет только о эксплуатируемых или находящихся в разработке самолетах.
У Китая тоже есть чем похвастать: истребитель Shenyang J-20, легкий истребитель Shenyang J-31 / F-60, тяжелый стратегический бомбардировщик Xian H-20.
Но судить, у кого малозаметность лучше, а у кого хуже, как это делают многочисленные «диванные» аналитики нельзя. Конечно, испытания на уровень малозаметности, в каких случаях самолет заметен, а в каких нет – проводятся, но эти данные, по понятным причинам, секретные. Любая страна будет это секретить, чтобы не придумали способов борьбы с «невидимками».
Правда, американский F-117 в Сербии таки увидели и сбили, правда, там использовались первые технологии «стелс», хотя и ракетный – С-125, был не новым. Однако один самолет был сбит, а другой – поврежден.
Да и китайские J-20 не один раз попадали под радары Су-30 и радары Тайваня. Так что боевая эффективность довольно спорная, хотя утверждать что-либо, не имея точных характеристик – сложно.