Найти тему
Hakuzh

Объединение образов Девы Марии и древнегреческой Мелиссы в мифологии черкесов

В произведениях адыгского фольклора нередко упоминается Марем (Марием). Почти все дореволюционные исследователи признавали в ней христианскую богородицу Марию и вместе с тем указывалось, что она является покровительницей пчеловодства. Христианское происхождение Марием подтвердилось и тем, что адыги именовали ее Марием и Янь-мать его (т.е. Христа) Марием или Тхашхо-Янь (мать великого бога). Л.Я. Люлье, в частности, утверждал: «Нет сомнения, что эта Мерием есть Мария, как по тому, что ее величают божьей матерью, так и по созвучию имен Марии и Мерием». 
Такой вывод напрашивался и по той простой причине, что празднование адыгами памяти Марем приурочивалось к концу августа, после снятия хлебов, что совпадало с христианским праздником успенья. Кроме того, по словам Л.Я. Люлье, адыги в это время разводили костры, через которые прыгали, прося у Марем прощения грехов. Этот адыгский вариант русского Ивана Купалы – обряда очищения огнем – тоже подтверждал «иноземное» происхождение Марием.

Марем – «мать великого бога» - почиталась адыгами с особенным благоволением. В ее честь произносились хохи (здравицы), отрывок из которого записал Дж. Белл от своего слуги:

Твои длинные развевающиеся одежды блестят,
Как серебро.
Ты - владычица неба
И покровительница молодых девиц
О, благослови нас богатым урожаем, 
Ниспошли мир и счастье.

Некоторые европейские авторы – Фредерик Дюбуа де Монперэ, И.Ф. Бларамберг – покровительницу пчел Марием или Марем называют Мериссой. Оба они приводят легенду о вознесении Мериссы, в которой рассказывается, что однажды, когда погибли все пчелы, одна из них спаслась, приютившись в рукаве богини. От этой единственной оставшейся в живых пчелы и произошли все ныне существующие пчелы.

Здесь, естественно, напрашивается вопрос: каким путем христианская богоматерь Мария оказалась в языческом пантеоне адыгов?

Путь этот в истории прокладывается несколько раз. Известно что адыгские племена подверглаись христианизации в V-VII-XII веках.

Христианская Алания, Византия, Грузия неоднократно пытались проникнуть в адыгскую среду с целью ее христианизации. Однако христианство не укоренилось среди них. Только моздокские кабардинцы в XVIII веке восприняли его, и то с сохранением многих языческих представлений.

И все же христианство оставило заметный след в верованиях адыгов. Возможно, имя Марии и представления о ней проникли в адыгскую среду именно в результате этих многочисленных попыток христианизации адыгов. Но почему она стала покровительницей пчел? Известно, что у христиан Мария не имеет никакого отношения к пчелам и пчеловодству. Вероятно, адыги – искусные мастера пчеловодства – имели покровителя этого важного для них вида производства. Дюбуа де Монперэ и Бларамберг сохранил ее имя – Мерисса.

Древние греки считали пчел нимфами, превращенными в пчел. Нимфа Мелисса почиталась родоначальницей пчел, особенно в богатом Эпидамне. Не приходится сомневаться в том, что адыгская Мерисса, и производное от нее – Марием или Марем явно греческого происхождения.

А звуковое совпадение имени древнегреческой Мелиссы и христианской Марии могло способствовать проникновению последней в языческую среду адыгов с новыми, чисто адыгскими функциями покровительницы пчел.

Такое предположение высказал Бларамберг; правда, у него Мелисса названа Меликсой, кроме того, он говорит о ее роли в древнегреческой культуре и о том, что означает само это слово. 

В адыгской мифологии Марием – Мелисса признается богиней, тогда как в православной религии она только почитается, но не боготворится.
В произведениях адыгского фольклора нередко упоминается Марем (Марием). Почти все дореволюционные исследователи признавали в ней христианскую богородицу Марию и вместе с тем указывалось, что она является покровительницей пчеловодства. Христианское происхождение Марием подтвердилось и тем, что адыги именовали ее Марием и Янь-мать его (т.е. Христа) Марием или Тхашхо-Янь (мать великого бога). Л.Я. Люлье, в частности, утверждал: «Нет сомнения, что эта Мерием есть Мария, как по тому, что ее величают божьей матерью, так и по созвучию имен Марии и Мерием». Такой вывод напрашивался и по той простой причине, что празднование адыгами памяти Марем приурочивалось к концу августа, после снятия хлебов, что совпадало с христианским праздником успенья. Кроме того, по словам Л.Я. Люлье, адыги в это время разводили костры, через которые прыгали, прося у Марем прощения грехов. Этот адыгский вариант русского Ивана Купалы – обряда очищения огнем – тоже подтверждал «иноземное» происхождение Марием. Марем – «мать великого бога» - почиталась адыгами с особенным благоволением. В ее честь произносились хохи (здравицы), отрывок из которого записал Дж. Белл от своего слуги: Твои длинные развевающиеся одежды блестят, Как серебро. Ты - владычица неба И покровительница молодых девиц О, благослови нас богатым урожаем, Ниспошли мир и счастье. Некоторые европейские авторы – Фредерик Дюбуа де Монперэ, И.Ф. Бларамберг – покровительницу пчел Марием или Марем называют Мериссой. Оба они приводят легенду о вознесении Мериссы, в которой рассказывается, что однажды, когда погибли все пчелы, одна из них спаслась, приютившись в рукаве богини. От этой единственной оставшейся в живых пчелы и произошли все ныне существующие пчелы. Здесь, естественно, напрашивается вопрос: каким путем христианская богоматерь Мария оказалась в языческом пантеоне адыгов? Путь этот в истории прокладывается несколько раз. Известно что адыгские племена подверглаись христианизации в V-VII-XII веках. Христианская Алания, Византия, Грузия неоднократно пытались проникнуть в адыгскую среду с целью ее христианизации. Однако христианство не укоренилось среди них. Только моздокские кабардинцы в XVIII веке восприняли его, и то с сохранением многих языческих представлений. И все же христианство оставило заметный след в верованиях адыгов. Возможно, имя Марии и представления о ней проникли в адыгскую среду именно в результате этих многочисленных попыток христианизации адыгов. Но почему она стала покровительницей пчел? Известно, что у христиан Мария не имеет никакого отношения к пчелам и пчеловодству. Вероятно, адыги – искусные мастера пчеловодства – имели покровителя этого важного для них вида производства. Дюбуа де Монперэ и Бларамберг сохранил ее имя – Мерисса. Древние греки считали пчел нимфами, превращенными в пчел. Нимфа Мелисса почиталась родоначальницей пчел, особенно в богатом Эпидамне. Не приходится сомневаться в том, что адыгская Мерисса, и производное от нее – Марием или Марем явно греческого происхождения. А звуковое совпадение имени древнегреческой Мелиссы и христианской Марии могло способствовать проникновению последней в языческую среду адыгов с новыми, чисто адыгскими функциями покровительницы пчел. Такое предположение высказал Бларамберг; правда, у него Мелисса названа Меликсой, кроме того, он говорит о ее роли в древнегреческой культуре и о том, что означает само это слово. В адыгской мифологии Марием – Мелисса признается богиней, тогда как в православной религии она только почитается, но не боготворится.