Полуторачасовой фильм «Махпейкер» — это даже не максимально сжатая версия «Империи Кёсем». Можно просто сказать, что это фильм-картинка, повествующий о последних сутках жизни Кёсем перед ее бесславной кончиной, и нескольких значимых для нее периодов жизни, показанных в виде флешбэков из воспоминаний.
Первое, что пришло в голову при просмотре картины — восхитительно красивые, а главное — повторяющие в точности одежду времен Оттоманской империи, костюмы.
Это просто великолепие и восторг. Тут и широкие шаровары — национальная одежда турок, и чалмы с перьями, и тапочки с загнутыми вверх носиками, и короны, и головные уборы, в той форме, в какой их запечатлели художники средневековья на своих полотнах со сценами и фрагментами роскошной жизни Блистательной Порты. А в сериалах костюмеры додумались только скопировать европейские платья с декольте, про тиары, которых в Османской империи не было, вообще молчу.
Не менее потрясающие интерьеры, декорации и бытовые аксессуары, буквально воспроизведенные с картин в реальность, что придает исключительную атмосферность фильму. Таким образом, художнику по костюмам и художнику-постановщику 10 из 10 баллов.
Но на этом шедевральность фильма и ограничивается, поскольку исторические события, которые создатели попытались поставить, уж слишком кастрированными получились. Если человек не в курсе, о чем вообще идет речь, он не поймет, кто такая Кёсем, почему она пыталась лишить жизни своего внука, и что за суматоха и движения во дворце. Одним словом, сценаристам жирная двойка.
Кастинг тоже не удовлетворил. Я смотрела фильм в 2011 году, через год после его премьеры, и тогда я подумала, что Сафийе и Хандан выбраны неудачно. Они мне почему –то напоминали цыганских баронесс.
Разумеется, ни в какое сравнение с ними не идет Хюлья Авшар в роли Сафийе султан. Она просто идеальна в этом образе.
Неплохо сыграла Дамла Сонмез молодую Махпейкер - Кёсем. Отлично передала скромную растерянную девушку с противоречивыми чувствами — с одной стороны она влюбилась с первого взгляда в султана, а с другой — ей страшно, и она хочет к маме.
Сельда Алькор, сыгравшая пожилую Кёсем, не очень была убедительна и это на совести режиссера. Но радует хотя бы тот факт, что только две актрисы были задействованы для одной героини — молодая и пожилая, а не три совершенно разнотипажных актрисы. При этом Цилимпоу переигрывала, а Берен Саат недоигрывала.
Понравилась Башак Парлак в роли Турхан султан. Безусловно, синеглазая красавица с аккуратными чертами лицами больше соответствует образу славянки из южнорусских земель, чем Ханде Догандемир с ассирийской внешностью.
Султана Ахмеда I играет слишком взрослый для этой роли Гёхкан Мумджу, которому 34 года. Создатели фильма наверно забыли, что Ахмед умер в 27 лет, успев с Кёсем произвести на свет 8 детей.
В общем, режиссер тоже слабо отработал.
Но фильм стоит посмотреть ради эстетического удовольствия.