Найти в Дзене
Наталия Будур

МУХОМОР, СИБИРЬ И ЭЙФОРИЯ

Сегодня поговорим о стимулирующей силе мухомора, которая достаточно хорошо изучена на примере народов Сибири.

«В настоящее время сложился уже своеобразный научный миф о широчайшем использовании мухоморов в ритуально-обрядовой практике народов Сибири. Он особенно распространен среди западных историков и этнофармакологов (Wasson, 1968; Маккена, 1995; Джейсм, Торп, 1997). Причем, потребление мухоморов обязательно связывают с сибирским шаманизмом, находя многочисленные параллели шаманской психоделии в грибных церемониях древних и современных народов мира, - пишет исследователей культуры коренных народов Сибири А.В. Шаповалов (ссылка внизу).

Коренные народы Сибири (ее северо-востока) потребляли мухоморы (Аmanita muscaria).

-2

Еще в 1787 году один из членов северо-восточной географической экспедиции наблюдал ее у ительменов:

«…вместо вина употребляют грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или лучше сказать бешены до крайности, кой же не потчеваны мухомором, может, по неимению оных, те стараются пить урину от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые» (Дневная мемория…с. 170).

Однако потребление мухоморов у коренных народов Сибири никак с шаманизмом не связано. А связано с достижением состояния эйфории - наркотического состояния, вызванного приемом алкалоидов (мускарина и микоатропина) — самых распространенных растительных наркотиков.

При этом доказано, что у народов Сибири, как у любого человека в принципе, от приема алкалоидов возникает зависимость.

Привлекательность такого практики вполне понятно – потом в результате возникает радостное состояние и человек видит мир в ярких тонах. Однако одновременно тормозится активное мышление, память и ситуационные эмоции.

Привычка к мухоморам была очень сильной, при отсутствии грибов, любители пили собственную мочу, или мочу недавно наевшегося человека, в некоторых случаях даже мочу оленей, пасущихся в грибных местах. Мускарин и микоатропин почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, поэтому моча оставалась практически столь же токсичной, как и сами грибы. Об этом сибирские народы тоже очень хорошо осведомлены.

-3

Как известно, психотропными свойствами обладают далеко не все виды мухомора

При этом мухоморы использовали в том числе и в сушеном виде – так делали чукчи, заготавливая грибы впрок. При этом высушенные грибы нанизывались по три штуки на нитку.

Три гриба нанизывались не просто так – это была средняя «доза», не опасная для жизни человека.

От «сушености» отрывали крошечный кусочек, тщательно его пережевывали и проглатывали, запивая водой.

-4

А вот в Западной Сибири мухоморы ели сырыми или пили отвар из сушеных грибов. Описание потребления и произведенного наркотиком эффекта у хантов приводит И. Г. Георги:

«Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и проч., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда» (Георги, ч. I, с. 72).

-5

В. Г. Богораз подробно описал три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема. На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия — самая тяжелая — человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон (Богораз, 1991, с.140–141).

При этом мухомор, воздействуя на психику, при определенных концентрациях может вызывать пограничные состояния и «вылет» в область сакрального ти даже общение с духами.

Однако шаманская практика построена на совсем иных принцпах, но об этом – в следующий раз).

В основе поста – отрывок из статьи А.В. Шаповалова

Https://zaimka.ru/shapovalov-shaman-amanita/

О мухоморах на канале можно прочитать здесь: МУХОМОРЫ, БЕРСЕРКИ, МОЧА И ПРОСТО КУРЯТИНА https://zen.yandex.ru/media/id/5ea4211be553831c6fd33dcc/muhomory-berserki-mocha-i-prosto-kuriatina-5f5a2a433b4a013bf84b6b8b?from=editor

и здесь: Хотите ли вы мухоморов, или О высвобождении животного начала https://zen.yandex.ru/media/id/5ea4211be553831c6fd33dcc/hotite-li-vy-muhomorov-ili-o-vysvobojdenii-jivotnogo-nachala-5f8589949cd6237d30923d19?from=editor

-6