У меня есть цикл постов на тему: Почему Сталин не был диктатором и более того, не был руководителем СССР. А потому, что у нас было коллективное руководство а под культом личности понимали отход от этого коллективного руководства и попытки отдельных личностей всё решать единолично, не советуясь со своими товарищами по политбюро или ЦК.
Один из моих читателей ,Владислав Большаков, оставил мне под постом из этого цикла следующий коммент, который мне очень понравился:
Как только умер Ленин, то оказалось, что второй человек в партии, товарищ Троцкий, – предатель. Каменев, Зиновьев, Бухарин и Сталин свергли Троцкого, и он убежал заграницу, где позже был настигнут товарищами по партии и зарублен топором. Однако после бегства Троцкого оказалось, что Каменев, Зиновьев и Бухарин – тоже враги и предатели. Тогда доблестные товарищи Сталин и Ягода всех их арестовали, и они были расстреляны. Чуть позже Ягоду как вражеского злого агента арестовал и расстрелял товарищ Ежов. Но через пару лет оказалось, что и Ежов никакой не товарищ, а обычный предатель и вражеский агент. И тогда Ежова арестовал и расстрелял Берия. Но после смерти Сталина, все поняли, что и Берия есть не кто иной, как враг, предатель и шпион. И тогда Жукову пришлось арестовать, посадить и расстрелять Берию. Однако вскоре Хрущев узнал, что Жуков есть враг и заговорщик. И сослал Жукова на Урал. А чуть позже вскрылось, что и сам Сталин был врагом, изувером, преступником и массовым убийцей. А вместе с ним и большая часть политбюро. Так как Сталин к тому времени уже умер, и его нельзя было расстрелять, то пришлось ограничиться выносом Джугашвили из мавзолея, а политбюро и примкнувшего к ним Шепилова разогнали честные партийцы во главе с Хрущевым. Но вот прошло несколько лет и выяснилось, что Хрущев никаким честным партийцем никогда не был, а был проходимцем, волюнтаристом, авантюристом и врагом. И тогда Брежнев вышиб Хрущева из Политбюро и отправил его на политическую свалку. А когда Брежнев умер, то выяснилось, что и он был вредителем и причиной застоя и деградации страны. Потом было еще двое недолгих правителей, которых никто запомнить не успел. Впрочем, как минимум, одного из них, Андропова, многие уже давно и открыто называют врагом, предателем и вражеским агентом. Но тут пришел к власти молодой, обаятельный и энергичный Горбачев. И вот мы все узнали, что вся партия, начиная с ее основателя Ленина, была партией предателей, преступников, изуверов и врагов, а Горбачев пообещал нам все это быстро исправить. Но как раз в этот момент СССР развалился, а Горбачев, как нам теперь точно известно, всю свою жизнь был вражеским агентом и предателем.
Таким образом, налицо следующая мадам очевидность: все большевики – от Ленина до Горбачева, и даже до Зюганова, согласно их же собственному свидетельству, были врагами, преступниками, изуверами и предателями.
Такая вот краткая печальная история ВКПб и первой в мире страны победившего социализма…
Данный текст наглядно иллюстрирует мои мысли о коллективном руководстве. У каждого из этих "предателей" была возможность и даже, что самое смешное, право( в рамках коллективного руководства) объединиться в группировку и попытаться протолкнуть свои идеи ,отодвинув других, менее уважаемых, товарищей от власти и забрать у них влияние и право управлять государством. Причем эта борьба шла строго в рамках демократического централизма ( был такой советских термин) и выборности партийного руководства с низу до верху( это я тоже партийные лозунги цитирую). Потом это правда почти сошло на нет и осталось только на самом верху, в политбюро и ЦК, но вот в 20-30-тых все было именно так. "Предатели", что самое интересное, всегда оказывались в меньшинстве а значит их осуждение происходило строго в соответствии с демократическими принципами руководства.
А был бы один диктатор, все бы свои амбиции засунули в одно место и сидели на нем ровно, зная, что рыпаться бесполезно. А вам не кажется, что будь Сталин всевластным диктатором, массовых репрессий просто бы не было? Сажали бы конечно по мелочам, но явно не в таких количествах. Борьба за власть нон-стоп жестокая штука.