Попал случайно на выставку советских художников о войне. Потрясающе. До кома в горле...

39K прочитали

Так получилось, что на выставку я попал случайно. Просто был приглашён на круглый стол, посвящённый развитию туризма в Таганроге. Мероприятие проходило в местном музее изобразительных искусств, и я представить себе не мог, какая буря эмоций ожидает меня.

Так получилось, что в музее действует выставка советских художников о войне. И я, уже поднимаясь по лестнице, был буквально загипнотизирован первым же полотном.

В атмосфере ликования и празднования победы три девушки с грустными глазами. Сколько пройденных фронтовых дорог, сколько потерь читается в их глазах... Какая невыразимая печаль. Война свела этих девчат вместе. Теперь она позади. И впереди у них долгая дорога. У каждой своя. Но пережитое крепкой незримой нитью связывает их... на всю оставшуюся жизнь.

"На всю оставшуюся жизнь". В.М. Харламов. 1985
"На всю оставшуюся жизнь". В.М. Харламов. 1985

Небо очистившееся от туч и взрывов зенитных батарей. Ранее утро. Или мне кажется, что это ранее утро. Спят усталые солдаты. Отдыхают после боя раненные. И девушка из медсанбата дежурит и контуженых ребят. В минуту редкой передышки она смотрит в даль, и быть может мечтает о днях, когда закончится война... и глаза её полнятся надеждой.

"Надежда". О.И. Бувалко. 1970
"Надежда". О.И. Бувалко. 1970

Две висящие порознь картины. Она они как-то сразу легли мне в общий ряд. Поэтому я не сильно удивился, когда подойдя поближе увидел, что автор у них один.

Конечно, дома, в тылу, почту получали всегда с тревогой. Ведь никогда точно не знали, что за вести в маленьком треугольнике скромного солдатского письма. Но и на фронт тоже приходили тревожные письма. Где-то немцы подошли близко к родному городу, где-то мать сообщала о без вести пропавшем брате... Да мало ли тревог было в те времена?

"Тревожное письмо" (фрагмент). М.А. Сычев. 1981
"Тревожное письмо" (фрагмент). М.А. Сычев. 1981

Схожий сюжет. Но здесь лейтмотив уже не тревога, а скорбь. Весна пришла. Время расцвета и новой жизни. Но женщина с полевым цветком в руках скорбит о ком-то... Быть может, она возвращается в фронта после победы, и снова попала в места боёв, где потеряла боевую подругу. Мне так почему-то кажется...

"Весна" (фрагмент).  М.А. Сычев. 1981
"Весна" (фрагмент). М.А. Сычев. 1981

Возвращение с войны, пожалуй, ещё со времён "Одиссеи", самый трогательный и животрепещущий сюжет на все века и все времена.

"В освобождённом Новгороде". Ю.С. Подлясский. 1985
"В освобождённом Новгороде". Ю.С. Подлясский. 1985

Вот почему так часто советские художники возвращались к этой теме, описывая на своих полотнах войну. Возвращение – главный мотив войны. Самый желанный для всех её участников.

"Вернулись" . В.И. Рейхет. 1967
"Вернулись" . В.И. Рейхет. 1967

Но не всегда возвращение – праздник. Для миллионов наших земляков это возвращение было горьким и полным потерь.

"Вернулся в родные края". Е.К. Горохова. 1958
"Вернулся в родные края". Е.К. Горохова. 1958

Дети оставшиеся без родителей. Одни посреди бушующей вокруг войны. Родители, потерявшие своих детей. Ужасная трагедия, и я даже не могу себя заставить представить, как моя пятилетняя дочь могла бы остаться среди руин и холода. Одна.

"Об этом забывать нельзя". П.Ю. Яценко. 1957
"Об этом забывать нельзя". П.Ю. Яценко. 1957

Очень сильно расстрогала картина "Обелиск". Такая понятная. Такая контрастная. Такие живые мёртвые. И такая умершая изнутри скорбящая мать. Потрясающая картина, от которой неожиданно подкатил ком к горлу... Ребята, такие же как я и вы. Отдали свои жизни за нас и наше будущее. Ничем не выразить им благодарность. И ничем не измерить.

"Обелиск". Бувалко И.И. 1972
"Обелиск". Бувалко И.И. 1972

Страшная, уродливая война. Как хочется надеяться, что память людская окажется долгой, и ничего подобного никогда не повторится... Простите за мой неловкий пафос. Но трудно сохранить безмятежность, когда смотришь на такие картины и сопереживаешь их героям, понимая, что каждый сюжет и каждая слезинка были настоящими, умноженными на миллионы раз...

Мира нам всем. Спите спокойно, наши славные предки

"Мой гость". Портрет героя СССР Морозова. Н.Н. Ливада. 1983
"Мой гость". Портрет героя СССР Морозова. Н.Н. Ливада. 1983

ПОДПИСАТЬСЯ | МОЙ INSTAGRAM | МОЙ YOUTUBE | МОЙ МЕССЕНДЖЕР

Картины советских живописцев о Великой Отечественной войне-11