Первые иллюстрации к ещё рукописным в то время книгам появились на Руси в XI веке. Одними из важнейших памятников литературы того времени были «Остромирово евангелие» и «Изборник Святослава». Обе эти рукописи являются древнейшими дошедшими до наших времён иллюстрированными книгами.
Каждая книга до создания печатного станка создавалась вручную. Труд этот был кропотливый и долгий. Книги украшали золотом, уделяя при этом особое внимание и изображениям – они были цветными. Каждое казалось произведением искусства, и едва ли можно было найти две похожие книги пусть даже и с одинаковым содержанием.
Изменило книжный мир изобретение печатного станка. С его помощью создавать книги стало намного дешевле и быстрее. Но даже при этом техника производства не позволяла создавать цветные иллюстрации. Их по примеру букв наносили на дощечки, этот рисунок и должен был отпечататься на бумаге.
В XVII веке в моду входят виньетки. Виньетка – это небольшое графическое изображение какого-либо сюжета или композиции. Такой орнамент чаще появлялся в начале или конце книги и часто являлся отсылкой к её содержанию. Вслед за этим модным течением в сфере книжной иллюстрации большую популярность приобрели цветные гравюры. Однако раскрашивали их по-прежнему вручную.
И только в XIX веке после того, как широкую известность получила фотография, люди стали использовать фотохимические процессы для создания цветных иллюстраций. В том числе появилась трёхцветная печать. Именно тогда иллюстрированные книги были поставлены на поточное производство. Их созданием занимались лучшие умы того времени. В том числе наши соотечественники И.Я. Билибин и М.В. Добужинский. Иллюстрации стали неотъемлемой частью повествования, эффектно его дополняя и рисуя вполне цельную картину происходящего.
Мстислав Валерианович Добужинский – выдающийся русский и литовский художник, работавший в жанре книжной графики и участвовавший в процессе оформления многих книг. Его иллюстрации украсили произведения Пушкина, Карамзина, Лермонтова, Достоевского, Бунина и других отечественных и зарубежных классиков.
Добужинский с лёгкостью погружался в мир произведения, над которым работал. Например, иллюстрируя «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, художник брал за основу наброски самого Александра Сергеевича. Комбинируя разные техники и художественные решения, он оставлял в работах место и оригинальным чертам авторского почерка. Все его иллюстрации отличались чёткой внутренней ритмикой и воздушными штрихами. А созданные им изображения к «Белым ночам» Ф.М. Достоевского и вовсе вошли в фонд отечественной иллюстративной классики.
Иван Яковлевич Билибин – признанный классик отечественной иллюстрации, известный художник и театральный оформитель. Чаще всего иллюстрации этого художника появлялись рядом с произведениями фольклора или авторскими сказками. «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о царе Салтане», а также многие другие любимые всеми сказки заиграли новыми красками в обрамлении билибинских иллюстраций.
Художник мастерски работал с плоскостью страницы. Его иллюстрации напоминали декорации к спектаклям: глубина в них сочеталась с декоративностью цветовой палитры и орнаментов. Работы этого прославленного иллюстратора можно узнать по детальной прорисовке костюмов персонажей, древнерусской утвари и изразцов строений.
Оба художника вписали свои имена в историю развития русской иллюстрации и подарили нескольким поколениям детей неповторимые эмоции и впечатления. А о тех, кто продолжил это важное дело, мы расскажем вам в продолжении статьи в ближайшее время.
Есть ли у вас дома переиздания книг с иллюстрациями Билибина или Добужинского?
Пишите ответы в комментариях, не забывайте ставить лайки и подписываться на наш блог!