Найти тему
Мама Научит

Как учить того, кто учиться не хочет

Несколько дней назад писала статью, вызвавшую большой резонанс - "Зачем учить того, кто не хочет учиться". Спасибо всем, кто высказывает свое мнение. Только в дискуссии мы сможем лучше разобраться в данном вопросе.

Но часто вопрос не стоит: учить или не учить. И у школы нет таких полномочий - не учить. А уж родители всегда, до последнего, ищут - как сделать так, чтобы ребенок все-таки учился, получил образование.

Хороший педагог тоже не "махнет рукой" на двоечника. По крайней мере, пока не исчерпает всех возможностей.

Так как же учить того, кто не хочет учиться? Какие есть инструменты, методы заинтересовать, уговорить, заставить, в конце концов?

Научить того, кто не хочет учиться, - задача нетривиальная
Научить того, кто не хочет учиться, - задача нетривиальная

Мой опыт говорит, что таких инструментов в распоряжении учителя или родителя совсем немного. И пробовать их стоит все - что-то должно сработать.

Первый инструмент, который срабатывает с аудиторией любого возраста - от года до 99 лет, причем независимо от количества учеников - внешняя занимательность изучаемого, придание игровой формы процессу обучения. Важное замечание: игровая форма - это совсем не то, что зачастую преподносят педагоги в детском саду или начальной школе.

Часто под игровой формой в работе с детьми используют буквально несколько приемов еще из середины прошлого века. Например: "К нам в гости пришла кукла Маша. Дети, давайте поможем Маше сосчитать ... (или разложить, или еще что-то, в зависимости от целей занятия)"

Так вот, для детей это - не игра! Им неинтересна чаще всего кукла Маша. Да и кто она такая? И зачем ей помогать? Как и Буратино или Незнайке в учебнике по математике.

Он учится или играет, как вы думаете?
Он учится или играет, как вы думаете?

Нет, игра - это очень серьезно. И использовать надо именно те игры, которые интересуют "детишек", опять же, повторюсь, независимо от их возраста. Если ваши дети - фанаты Майнкрафта, так предложите им игровой сюжет, связанный со строительством убежища от враждебных мобов. И пусть подсчитывают блоки, рассчитывают периметр заборов, пишут таблички.

А если ваша аудитория - дяденьки, которые играют в танчики, пусть изучают свой маркетинг и менеджмент на создании и продвижении нового продукта - супергорючего, например.

И даже бабушки, в зависимости от категории, могут либо во внуков играть, которым надо помочь компьютер освоить, либо "дедушек" к себе привлекать, изучая танцы и йогу.

То есть внешне занимательный материал будет для каждого свой.

Этот прием работает безотказно, но требует больших усилий и времени на подготовку. Поэтому, видимо, и используется так редко. Да знают ли родители, учителя, в какие игры играют их ученики, выйдя из класса? И почему они выбирают именно такие игры?

Второй прием, который тоже работает неплохо, требуя при этом меньших усилий, - авторитет личности самого учителя. Есть люди настолько увлеченные, настолько харизматичные, что способны "заразить" своей страстью к предмету даже самого отъявленного лентяя. Только одна проблема - встречаются они нечасто. Видимо, вымирающий вид.

Личный авторитет и харизма - вот отличный способ сделать обучение привлекательным
Личный авторитет и харизма - вот отличный способ сделать обучение привлекательным

А стать таким учителем, такой личностью по собственному желанию - колоссальный труд, ежедневная работа над собой - и не факт, что получится. Уж лучше тогда игру придумать.

Более простой вариант - авторитет родителя, просто близкого человека. Часто ребенок учится, чтобы не расстраивать маму или не потерять уважение папы. И это тоже неплохо: учится ведь. А всего-то и надо, чтобы хотелось - не расстраивать, уважения. И важны, в первую очередь, отношения в семье. Если удалось такие построить - ребенок будет учиться, пока живет с родителями... А иногда и всю жизнь, даже после смерти родителей, проживая жизнь по задуманному ими сценарию.

Хорошо это или плохо? И как использовать родительский авторитет во благо, как вовремя "отпустить" ребенка - тема отдельного разговора. Пока же ограничимся тем, что такой авторитет, и правда, заставляет учиться, даже если сам ребенок этого вовсе не хочет.

Есть ли другие способы? Конечно! Напишу в следующей статье. А ваши лайки и комментарии очень поддерживают меня!