В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, последний император отрекся от престола, и на смену старому монархическому режиму пришла новая республика. Новой республике была нужна новая культура, так появилось «Движение за новую культуру». Прогрессивная музыка, как часть этой новой китайской культуры, должна была стать оружием в борьбе за освобождение масс, она должна была пробуждать, организовывать и воспитывать эти самые народные массы, доносить до людей постулаты новой идеологии. Точнее, идеологий. После победы над группировками милитаристов началась борьба между националистами и коммунистами, и каждая партия использовала это оружие в своей борьбе.
Лидер националистической партии Гоминьдан Сунь Ятсен выступил с речью, в которой сформулировал три принципа, опираясь на которые Китай стал бы сильным и процветающим. Товарищи по партии написали текст на основе этой речи и положили на музыку. Песня «Три народных принципа» стала сначала гимном Гоминьдана, а затем гимном Китайской Республики.
Во время японо-китайской войны было написано много песен, воодушевляющих на борьбу с японцами и прославляющих доблесть Национально-революционной армии Гоминьдана. Одна из них – «Марш дадао». Дадао – это тяжёлые китайские мечи, которыми были вооружены бойцы Гоминьдана.
В 1949 году Китайская Республика была побеждена и загнана Китайской Народной Республикой (прошу не путать!) на Тайвань. В 1962 году при министерстве обороны КР была собрана группа авторов для написания военных патриотических песен. Группа создала 41 песню, послушаем две из них, «Ночной рейд» и «У меня есть винтовка»:
Посмотрим, как обстояли дела у победителей. Легенда гласит, что в 1934 году поэт и драматург Тянь Хань, будучи арестованным полицией Гоминьдана и находясь в шанхайской тюрьме, написал на папиросной бумаге небольшое стихотворение, которое позже было положено на музыку и стало песней «Марш добровольцев». В 1949 году «Марш добровольцев» стал официальным гимном Китайской Народной Республики, и остаётся им сейчас:
Тянь Хань был репрессирован и умер в тюрьме во время «Культурной революции», а вместо официального гимна в течение нескольких лет исполнялась песня «Алеет Восток», прославляющая Коммунистическую партию Китая и лично председателя Мао:
Жена председателя Цзян Цин, возглавляя группу по делам «Культурной революции» при ЦК КПК, создала жанр «революционной оперы». Всего было поставлено 8 таких опер, одна из них – «Легенда о красном фонаре»:
Патриотическая и революционная песни были главным музыкальным жанром в Китае в 60-70х годах. Ещё один пример – песня «Мы идём по великому пути»:
И сейчас, когда Китай ведёт тяжёлую торговую войну с США, а Тайвань всё ещё оккупирован гоминьдановскими недобитками, весёлая боевая песня помогает китайцам трудиться и бороться: