Найти тему

Почему детям-дислексикам противопоказана ментальная арифметика?

Оглавление

У большинства детей-дислексиков, которые испытывают серьёзные трудности с чтением и письмом, могут быть и выраженные сложности с математикой. Они проявляются в том, что ребёнку сложно складывать в уме даже двузначные числа, он не может воспринимать их на слух, что особенно проблематично во время математического диктанта. Да и в целом, он медленнее справляется с заданиями, чем его одноклассники.

Естественно, родители, когда видят проблему ребёнка, хотят ему помочь.

И вполне логичным кажется вариант с освоением ментальной арифметики, ведь дети, которые ей владеют показывают просто настоящие чудеса: они в уме легко и непринуждённо складывают трехзначные числа и практически мгновенно дают ответ на самый сложный вопрос.

Однако давайте разберёмся так уж ли полезна ментальная арифметика, особенно для детей-дислексиков.

Как «работает» ментальная арифметика?

Принцип счёта построен на том, что ребёнок в своем воображении представляет специальные счёты-абакусы и в голове передвигает нужные костяшки, получая тем самым нужные ответы. Абакус похож на классические советские счёты, разница только в том, что на каждой спице размещено по 5, а не по 10 костяшек. Передвигаются эти костяшки по особым правилам, которые дети и осваивают во время занятий.

Казалось бы, что всё отлично, но есть определённые минусы, про которые обычно центры, где учат ментальной арифметике, не рассказывают.

Механическое заучивание алгоритмов

На курсах дети просто запоминают алгоритмы, по которым им надо работать с примером, они не понимают, почему необходимо действовать именно так.

А ведь преподавание математики строится совершенно на других принципах. Простой пример: для того чтобы ученик сам «дошёл» до понимания алгоритма сложения столбиком, он учится сначала вычитать/складывать в пределах десяти, осознаёт разницу между десятками и сотнями и т.д.

Он просто в голове представляет свой абакус и считает по нему.

Специальные счёты-абакусы.
Специальные счёты-абакусы.

При изучении же ментальной арифметики ничего этого нет – детям просто дают готовые формулы, которые они заучивают без какого-либо понимания математических законов.

В итоге, когда ребёнок сталкивается с текстовыми задачами, то просто не может объяснить, как он к такому выводу пришел – он просто в голове представляет свой абакус и считает по нему. Другими словами, из ребёнка делают своего рода робота, который выдаёт верные ответы на вопросы.

Воображение не развивается!

При рекламе своих курсов «ментальщики» делают упор на развитие воображения у ребёнка. Но в действительности он держит в голове только образ одного абакуса, а это никак нельзя назвать развитием воображения.

И вот этот момент очень больно бьёт по детям-дислексикам, так как подсчёты в уме больше стимулируют работу правого полушария, которое ответственно за творчество. В итоге мозг ребёнка-дислексика ещё больше рассогласовывается, а значит, он начинает ещё большие трудности испытывать с обучением. Да, может он и начнёт, лучше считать, но проблемы с почерком и чтением, только усилятся.

Детям-дислексикам для того, чтобы решить свои трудности с обучением, наоборот, надо работать над обеспечением доминации левого полушария мозга. Почему именно так? Ответ в этой статье. Именно левое полушарие у нас отвечает за логику, а значит, и за обучение.

При дислексии требуется сохранять согласованную работу полушарий мозга!
При дислексии требуется сохранять согласованную работу полушарий мозга!
Об особенностях работы мозга дислексика можно почитать ещё в этих статьях:
*Как устроен мозг дислексика?
*Полушария мозга: за что они отвечают и при чём здесь дислексия?

Из ребёнка делают
своего рода китайского счетовода

И ещё один нюанс, который стоит знать, перед тем как идти на курсы ментальной арифметики, - там не ПРЕПОДАВАТЕЛИ, а тренеры, то есть люди, которые далеки от образования. Вы уверены, что хотите отдавать своего ребёнка на обучение математике тренеру китайских счетоводов, а не настоящему учителю, который научит ребенка рассуждать над условиями задачи и аккуратно работать в тетради?

Уважаемые родители!

Для того чтобы помочь своему ребёнку-дислексику решить трудности с обучением, ему не нужны «волшебные» курсы и занятия. Основная задача – обеспечить согласованную работу мозга, а для этого необходимо:

Как эти все методики работают на практике, вы можете узнать на YouTube-канале учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая более 30 лет оказывает помощь дислексикам всех возрастов.