СТОЙКОЙ (ДАЧИ) в КАРАТЭ называют специфическую позицию ног, образованную за счет определенных углов в суставах нижних конечностей с соответствующими мышечными напряжениями, обеспечивающую определенное положение тела в пространстве для максимально эффективного применения приемов атаки или обороны при сохранении собственной устойчивости и возможности свободного перемещения в направлении, диктуемом ситуацией, а также создающую условия для генерации энергии и максимальной передачи её в мишень за кратчайший промежуток времени.
СТОЙКА – это также определённая взаимосвязь корпуса, ног и связующего их таза, обеспечивающая не только оптимальную устойчивость, но и высокую маневренность с сохранением возможности создать и приложить максимальное усилие мышцам тела в проводимом приёме.
Говоря проще, стойку можно рассматривать как любое положение ног для обеспечения вышеперечисленных параметров, например: для обычной повседневной ходьбы мы используем одно положение ног, а для, скажем, прыжков другое. Для своеобразных приёмов каратэ, разумеется, существуют и соответствующие стойки.
Вот как описывает стойку великий Мастер Меча МИЯМОТО МУСАШИ:
«Стоика должна быть такой, чтобы голова располагалась прямо, взгляд не был направлен ни вверх, ни вниз, ни в сторону. Следите за тем, чтобы затылок был прям. Пусть сила даёт о себе знать от плеч вниз по всему телу. Опустите плечи и, не выпячивая ягодиц, позвольте силе войти в ноги, опуститься от колен до самой стопы. Втяните живот так, чтобы ненужно было сгибать ноги. Во всех разновидностях стратегии важно научиться сохранять боевую стойку в повседневной жизни и сделать свою боевую стойку повседневной.»
Чаще всего стойки классифицируют по отношению к ситуации в поединке, и выделяют «наступательные», «оборонительные» и «переходные». Все они связаны в определенную динамическую последовательность. Например: защита от удара ЧОКУ ЦУКИ выполняется блоком ШУТО УКЕ в КОКУТСУ ДАЧИ, а контратака с ударом ЧОКУ ЦУКИ – в ДЗЕНКУТСУ ДАЧИ. Но тут же надо отметить, что такое подразделение стоек весьма относительно. Одна и та же стойка, в зависимости от ситуации, может быть как «наступательной», так и «оборонительной». К примеру: блок ГЕДАН БАРАЙ в ДЗЕНКУТСУ ДАЧИ с последующей контратакой в этой же позиции.
Гораздо серьёзнее и обоснованнее подразделение стоек на: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ, а также другие стойки, не попадающие в эти критерии, но имеющие в практике каратэ не меньшее значение. Такая классификация основана на способах напряжения определенных групп мышц, участвующих в формировании позиции, с целью генерации и передачи энергии.
Как один из параметров, определяющих вид стойки, чаще всего используют опору на ту или иную часть стопы. Так, если опора происходит на внешнюю часть стопы, то стойку считают «ВНЕШНЕЙ», и наоборот, - на внутреннюю часть стопы – «ВНУТРЕННЕЙ». Но такой подход слишком примитивен, и это Вы скоро, надеюсь: поймёте.
Другой классификацией может служить разделение стоек по распределению массы тела или, точнее, по расположению центра тяжести на «ПЕРЕДНИЕ» (например: дзенкутсу) и «ЗАДНИЕ» (кокутсу).
Продолжая разговор, необходимо выделить некоторые понятия характеризующие любую стойку. Это:
- длина стойки – расстояние между стопами в задне-переднем направлении;
- ширина стойки – расстояние между стопами во фронтальной плоскости;
- высота – расстояние от поверхности опоры до центра тяжести.
Для многих вопрос о высоте стойки вызывает длительные дискуссии. Но ответ на этот вопрос очевидно прост. Для каждого стойка индивидуальна, и высота её определяется так:
Посадите равного по массе партнёра себе на плечи и начните медленно приседать вниз. В определенный момент Вы почувствуете, что если продолжать движение вниз, то подъём вверх будет уже проблематичен или совсем невозможен. Так вот это и будет оптимальная, конкретно для Вас, степень согнутости ног в стойке.
- площадь опоры или «база» – площадь, находящаяся между стопами (внешними ребрами стоп). Здесь надо отметить, что площадь опоры должна быть ОПТИМАЛЬНОЙ, а не, как казалось бы, максимальной потому, что преобладание или длины, или ширины стойки также приводит к неустойчивому положению, как стойки с минимальной площадью опоры.
ШИДЗЕНТАЙ (ЕСТЕСТВЕННЫЕ) ДАЧИ.
«ЕСТЕСТВЕННЫМИ» эти стойки называются потому, что они как бы походят на обычное положение стоя (в отличие, скажем, от кокутсу или киба-дачи). Но правильная техника «естественных» стоек не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Существует, по меньшей мере, шесть классических ШИДЗЕНТАЙ:
- ХЕЙСОКУ-ДАЧИ – стойка с сомкнутыми стопами, масса тела распределена равномерно на обе ноги.
- МУСУБИ-ДАЧИ – стойка с сомкнутыми пятками и разведенными под 600 носками стоп, масса тела также распределена равномерно на обе ноги.
- ХЭЙКО-ДАЧИ – «параллельная стойка». Внешние ребра стоп расположены параллельно и чуть шире ширины таза, масса тела также распределена равномерно на обе ноги.
- ХАНЧИДЗИ-ДАЧИ – расстояние между стопами такое же как у ХЭЙКО-ДАЧИ, только носки стоп развернуты наружу под 600. Из этого положения чаще всего начинается выполнение КАТА.
- ТЭЙДЗИ-ДАЧИ – Т-образная стойка. Задняя стопа направлена вбок, а передняя в прямом направлении, практически вся масса тела сосредоточена на задней ноге. Расстояние между пятками от одной до полутора стоп. Ось передней стопы проходит через центр задней стопы.
- РЭЙНОДЗИ-ДАЧИ – Г-образная стойка. Задняя стопа направлена вбок и несколько вперед, а передняя в прямом направлении, пятки находятся на одной линии, масса тела распределена равномерно на обе ноги. Расстояние между пятками от полутора до двух стоп.
Но, разумеется, это ещё далеко не стойка. Как было отмечено в определении, одной из самых важных задач в стойке является обеспечение взаимосвязи таза, корпуса и нижних конечностей (от тазобедренных суставов до пальцев стоп) с целью создания условий для генерации энергии (если хотите – той самой загадочной КИ) и максимальной передачи её в мишень за кратчайший промежуток времени.*
*По предлагаемой ниже схеме, с некоторыми добавлениями, будут рассмотрены практически все основные стойки. Что же важно?
1. Стопы должны примыкать как можно большей поверхностью к площадке (к полу), при этом пальцы ног, сокращаясь, как бы «захватывают» пол.
2. «Поджать хвост». Таз подведен под корпус таким образом, чтобы спина и ягодицы находились в одной плоскости. При этом колени компенсаторно согнуться. НЕ СУТУЛИТЬСЯ ! Надплечья в естественном положении.
3. Движениями таза подбираем такое его положение в пространстве, чтобы ощущалось одинаковое давление, как на носки стоп, так и на пятки.
4. Как следствие п.2 следующим условием является антагонистическое (противоположенное) взаимодействие старающихся выпрямиться коленей и остающимся поджатым тазом. Таким образом, создается необходимое для максимальной устойчивости напряжение мышц таза и нижних конечностей.
5. Мысленно опустить центр тяжести как можно ближе к полу, думать о том, что самой тяжелой частью тела являются стопы.
6. Руки, в случае первых четырех стоек, находятся в НИДАН НО КАМАЭ. В технике тэйдзи и рэйнодзи-дачи чаще практикуется ЧУДАН НО КАМАЭ.
В итоге, практикуя «естественные» стойки по вышеописанной технике Вы почувствуете, что приобретаете не только повышенную устойчивость и маневренность, но и что особо важно, больший контроль над ЦЕНТРОМ ТАНДЭН и дыханием, теми параметрами, от которых и зависит ДЗАНШИН – состояние постоянной боевой готовности.
Понравилось? Не забудьте подписаться и поставить 👍