В предыдущей своей статье, ссылку на которую дам ниже, я отмечал, что, по мнению ученых, мозг людей, живущих в условиях приближенных к первобытным, функционирует намного мощнее. И что мнение, будто бы наличие высоких технологий и сложность современного общества перегружают мозг современного человека, до крайности ошибочно. Приведу некоторые примеры.
Зрение
Современный средний человек, способен различать около 2,4 млн. оттенков цвета. Но изредка встречаются люди, у которых таковых не 2,4, а 100 млн. Интересно, что среди представителей первобытных племен такие особи встречаются значительно чаще: где в 5, а где и в 80 и более раз.
Но еще важнее, что процент оттенков, которые мы может различать осознанно у нас разный. Т. е. из тех же 2,5 млн. цивилизованный человек выделит намного меньше цветов, чем дикарь.
Это хорошо известно как на примере жителей тропических областей, где все переливается разными цветами, так и на примере обитателей приполярных регионов, где люди способны различать массу оттенков белого, считая, что это вообще совершенно разные цвета. Разумеется, это связано с более активной работой мозга.
О том, что зрение дикаря банально острее, чем даже у здорового цивилизованного человека, можно и не говорить.
Слух
Примерно то же самое относится к слуху, который сплошь и рядом развит до такой степени, какая у нас наблюдается только у профессиональных музыкантов и некоторых незрячих людей.
При этом некоторые дикари способны к эхолокации и ориентируются в пространстве по тому, как ведет себя эхо издаваемых ими звуков.
И конечно же малейшие призвуки распознаются с большого расстояния и блестяще трактуются.
Память и навигация
Ориентация в пространстве вообще является блестящим примером того, как различается дикарский и цивилизованный мозг, а то уж слишком часто мы считаем, что тот, кто не додумался до создания сапог и подштанников – тот и дикарь, и по умолчанию неразвит.
Сейчас для нас перемещение в пространстве не представляет никакой трудности. Ножками можно особо не перебирать, а направление укажут указатели, карты или гаджеты. Фактически можно просто переползать с одного кресла на другое, перемежая это кратковременной ходьбой, и при этом оказаться на другом конце света. Даже глаза открывать не обязательно.
Между тем первобытные путешественники решали сложнейшие задачи. В документальных фильмах о расселении первобытных людей часто живописуют группы, которые идут неведомо куда. Но это так только отчасти.
Выгодные направления определялись по множеству признаков. Особенно впечатляют познания жителей тихоокеанских островов, которые покорили гигантские пространства без каких-либо карт, да притом на утлых плавсредствах.
Ориентиром были только звезды и иногда рассказы тех, кто уже когда-то плавал в данном направлении. Порой плавание длилось неделями, но дикарские мореходы удерживали верный курс даже тогда, когда звезд не было видно.
По мнению некоторых антропологов, они многократно добирались до берегов Южной Америки, где основывали свои поселения, что произошло около 10 тыс. лет назад.
Суперлоцман Тупия
То, как это могло выглядеть на практике, можно увидеть на примере таитянского вождя Тупии, который сопровождал капитана Джеймса Кука в его исследованиях Тихого океана.
О его роли и безошибочном чувстве направления даже посреди бескрайного океана, и в самую пасмурную погоду писал и сам капитан Кук.
Тупия плавал с Куком более полутора лет и помог нанести на карту около 130 островов, точное местонахождение которых знал по памяти.
При этом он всегда знал, где именно находится тот или иной клочок суши и никогда не ошибался в выбором направления, хотя ориентироваться было не на что. К слову, протяженность участка, который описал Куку Тупия, составляла свыше 2,5 тыс. миль (около 4 тыс. км).
У Кука не было никаких рациональных объяснений тому феномену, с которым он столкнулся, и он только отмечал, что Тупия не ошибался даже во время бури. Показать, где находится его родной остров таитянин мог вообще всегда и из любого положения.
При этом он идеально выбирал оптимальный курс, замечая необычное поведение воды и улавливая мельчайшие течения, одним словом все, что могло бы указать на расстояние до дна, наличие мелей и пр. Близость земли он тоже определял задолго до того, как она становилась видно. Об этом опять же говорило поведение воды, запахи и еще незнамо что.
Интересно, что примерно тогда же Кук высадился в Австралии и даже начал изучение одного из местных племен. И, опять же, представители этого одного из наиболее примитивных племен в мире, оказались обладателями потрясающего чувства пространства.
Интересно, что у них не было таких понятий как «справа, слева» и т. п. Не было даже «спереди» и «сзади». Ну разве не дикари?
Увы, не дикари. В этих словах у них просто не было нужды, ибо они просто говорили, что объект находится к югу, или к востоку от них или от другого объекта.
В общем, в голове у них всегда присутствовала карта с компасом. И даже когда их помещали в темное закрытое помещение, они все равно могли точно определить свое положение относительно сторон света.
Разумеется, среди цивилизованных людей подобные люди, встречаются до невероятия редко. Хотя исследования показали, что это чувство хотя и в зачаточном виде, но присутствует и у современного человека.
Наиболее развито оно было среди представителей некоторых профессий. Более других исследовали лондонских таксистов, которые еще недавно ориентировались только по карте.
Обычно по прошествии довольно короткого времени они уже так хорошо ориентировались в городе, что карта была нужна нечасто. Достаточно было некоторых признаков, и они уже представляли, где находятся.
При этом отмечалось, что у них некоторых части мозга были более развиты, чем у обычных людей. Но при этом, как только они выходили на пенсию, чувство ориентации терялось, и объем соответствующих зон уменьшался.
Нечто похожее испытали все, кто ранее был вынужден ориентироваться по карте, но потом отказался от них в пользу высокотехнологичных навигаторов. Чувство пространства было утрачено, и порой сбой в работе гаджета делал их совершенно беспомощными.
Такие способности, присутствующие у условного дикаря и находящиеся в зачаточном состоянии у современного человека, свидетельствуют о том, что не столько у нас, сколько у них мозг работают наиболее интенсивно.
Именно поэтому антропологи отмечают, что если нам и стоит ожидать эволюционного рывка, какой-либо мутации, которая выведет человечество на более высокий уровень, то это скорее произойдет в первобытном мире, чем в цивилизованном.
В нашем мире все эти качества не играют почти никакой роли. Поэтому не идет и отбора на наиболее развитую особь. По сути, наиболее распространенная форма отбора в цивилизованном мире – это отбор на богатство.
Человек может быть физически неразвит и совершенно непривлекателен, но покупка брендовой одежды и прочей атрибутики, даст ему привлекательность в глаза противоположного пора.
Он может вести совершенно нездоровый образ жизни, но прожить довольно долго, просто потому что в состоянии оплатить услуги лучших врачей. Он может быть глуп практически во всех сферах жизни – деньги снимут и эти проблемы.
В итоге наиболее перспективной особью имеющей шансы оставить максимум потомства, может стать совершенно неразвитый тип, который передаст свою посредственность далее.
При этом не факт, что он обладает способностью зарабатывать деньги. Не исключено, что он их просто унаследовал. В первобытном мире, разумеется, никто не может унаследовать, скажем, обильную добычу.
Вот и получается, что цивилизованному человеку, живущему в условиях физического и интеллектуального комфорта, когда требования к телу и разуму сильно занижены, практически нечего передавать последующим поколениям.
Впрочем, это типично для эволюции, которая показывает, что как только кто-то выходит на вершину, где уже не имеется жесткой конкуренции, и где можно не выживать, а жить, развитие прекращается.
Статью с которой все началось можно прочесть здесь.
Вас также могут заинтересовать следующие статьи:
- Первобытные люди были долгожителями? Что показали новые научные данные?
- Как американские негры относятся к неграм из Африки? Неожиданная правда!
- Реальный облик древних греков! Ничего общего с мифами!
- Самый кошмарный король Европы, памятник которому до сих пор не снесен. Чудовище во плоти!
- Что ели в Средневековой Европе? Жуть, которую сложно представить!