В истории военного кораблестроения есть много примеров, когда одна из морских держав, разработав проект боевого корабля, резко «вырывается» вперед, становясь лидером в том или ином классе, создавая уникальный корабль. Так было в свое время в Великобритании при постройке «Дредноута» и «Инвинсибла», в России при постройке эсминца «Новик» и подводного минного заградителя «Краб», во Франции при постройке лидеров эсминцев «Фантаск», в Германии при постройке карманных линкоров. К этому феномену можно отнести и Японию, когда был разработан проект эсминца «Фубуки», по которому было построено 24 боевых корабля.
Закладка первого эсминца № 35 (в будущем «Фубуки») состоялась 19 июня 1926 года, последних («Икадзути» и «Инадзума») – 7 марта 1930 года. Эсминцы строились тремя сериями – по 10 кораблей в первой и второй серии, и 4 корабля в третьей серии. Постройка осуществлялась шестью японскими судостроительными предприятиями в период с 1926 года по 1932 годы. Срок постройки одного корабля составлял от полутора до двух лет. Последние эсминцы вошли в состав Императорского флота в ноябре 1932 года, практически на десятилетия став лучшими эсминцами в мире.
Однако можно признать, что этот результат был достигнут благодаря достаточно плановой работе по совершенствованию своих торпедных сил в японском флоте. В отличие от американского и, частично, английского флота, где после Первой мировой войны количество эсминцев было очень большим, что привело к приостановке работ по постройке новых кораблей, в японском же флоте эволюция эсминцев и миноносцев только набирала обороты.
Одним из первых проектов эсминца, в котором попытались учесть опыт Первой мировой войны, а также основные положения новой доктрины и программы «Флот 8-6», стал проект «Миникадзе». Эсминцы этого типа при водоизмещении около 1 250 т несли 4-120-мм орудия и 3х2-533-мм торпедных аппарата, при этом развивали скорость до 39 узлов, составляя достойную конкуренцию американским «гладкопалубникам» и английским эсминцам типа W. После 15 эсминцев типа «Миникадзе» были построены еще 9 эсминцев типа «Камикадзе», отличавшиеся от своих предшественников незначительно увеличенным водоизмещением и сниженной до 37,25 узла максимальной скоростью хода.
Введенные в строй в начале 20-х годов, эти эсминцы первого класса составили костяк торпедных сил японского Императорского флота, однако уже не подходили для атак линкоров вероятных противников, которые должны были вскоре появиться (в рамках Вашингтонских договоренностей). Пересмотр ТТХ эсминцев «Миникадзе» и «Камикадзе» привел к разработке нового проекта – так была заложена и построена новая серия эсминцев типа «Муцуки». Первой особенностью данного типа стала замена 533-мм торпед на 610-мм торпеды, в результате на «Муцуки» было установлено два трехтрубных торпедных аппарата. Переход на трехтрубные ТА позволил сократить их количество при неизменном количестве торпед в бортовом залпе. Остальное вооружение было аналогично «Камикадзе», как и скорость хода – примерно 37,3 узла. Для обеспечения хороших условий применения торпедного оружия в океане корабль имел увеличенные размеры корпуса (водоизмещение стандартное – 1 315 т), соответствующий развал бортов и своеобразную форму форштевня. Для своего времени (период строительства 1924-1926 годы) эсминцы типа «Муцуки» были достаточно совершенными, и вскоре они уступили это звание эсминцам «специального типа» – эсминцам типа «Фубуки».
После вступления в строй эсминец «Фубуки» имел стандартное водоизмещение 1 780 т (полное – 2 345 т) при длине по ватерлинии 115,3 м, ширине – 10,36 м и осадке – 3,2 м. Мощность главной энергетической установки составляла 50 000 л.с., что позволяло обеспечить максимальную контрактную скорость 38 узлов (экономическую – 14 узлов). Дальность плавания (при запасе топлива – 475 т) обеспечивалась в 5 000 миль(расчетная) при скорости 14 узлов (4 700 миль / 15 узлов, 1 100 миль / 34 узла). Экипаж корабля состоял из 197 человек.
Артиллерийское вооружение включало 3х2-127-мм орудия (боезапас 180 выстрелов на ствол), 2х1-7,7 мм пулемета; торпедное – 3х3-610-мм ТА (количество торпед – 18). Также корабль нес 18 мин заграждения (вместо них могли устанавливаться 2 бомбомета) и был оборудован двумя кормовыми бомбосбрасывателями (боезапас 18 глубинных бомб). Представленные ТТХ относятся к «Фубуки» и эсминцам первой серии, эсминцы второй и третьей серии имели небольшие различия.
Заложенные как «номерные», как и более ранние корабли этого класса типов «Камикадзе», «Вакатакэ» и «Муцуки», все эсминцы «специального типа» вместо номерных обозначений получили собственные имена, «унаследованные» от миноносцев – участников русско-японской войны 1904-1905 годов. Имена кораблей несли названия различных природных явлений – в переводе на русский язык эти корабли можно было назвать «эсминцами плохой погоды». И можно признать, что они вызвали своим появлением если не бурю, то «небольшой шторм» во флотах ведущих мировых держав.
Не будет преувеличением сказать, что данный тип явился этапным не только для японского, но и для мирового военного кораблестроения. Окончательный проект, получивший название «специальный тип» (яп. Tokugata), имел немало примечательных новшеств. Основное вооружение размещалось в герметичных башнях с противоосколочным бронированием. Впервые в японской практике эсминцы получили 127-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, способные вести огонь 23-кг снарядами на максимальную дальность около 18,1 км. Механизмы подъема стволов и подачи боезапаса были гидравлическими с электроусилением, но низкая скорость подачи снижала значимость большого угла возвышения, поэтому орудия, хотя и считались универсальными, в качестве зенитных действовали неудовлетворительно.
Применение 610-мм торпед, после их успешного испытания на «Муцуки», с увеличением их числа до девяти давало огромную ударную мощь. Удобное размещение аппаратов позволило поместить мостик достаточно далеко в корму, что, вместе с широкой и «зализанной» формой носовой оконечности, сулило хорошие мореходные качества.
Но «специальному типу» были свойственны и недостатки, типичные для всех японских кораблей того времени, прежде всего излишний верхний вес и ухудшившаяся из-за этого остойчивость. Для достижения выдвинутых флотом высоких требований по части скорости, вооружения и дальности плавания при ограниченном водоизмещении конструкторским отделам пришлось проявить недюжинную изобретательность, но это не всегда приносило положительный результат.
Когда в августе 1928 года «Фубуки» – головной корабль серии вступил в строй, его появление не осталось незамеченным мировыми экспертами в области морских вооружений. Особенно это обеспокоило США, поскольку они не имели эсминцев современнее, чем заложенных еще в 1917-1919 годах более двух сотен «четырехтрубников», и Великобританию с парой современных эсминцев «А». С вводом в строй ЭМ типа «Фубуки» и те, и другие по своим тактико-техническим характеристикам были оставлены далеко позади, и это при том, что ни американцы, ни англичане не знали о применении 610-мм торпед. Все же удивительно, что западные аналитики не усомнились в декларируемом водоизмещении японских эсминцев, принимая в расчет их мощное вооружение. Когда информация о новых японских эсминцах достигла США, они были первоначально восприняты как уменьшенный вариант крейсера «Юбари».
Имевшиеся на тот момент в составе флота США эсминцы типа «Уикс» и «Клемсон» были спроектированы еще в годы Первой мировой войны и по совокупности характеристик серьезно уступали «Фубуки».
Более современные эсминцы типа «Фаррагут» (8 единиц) (водоизмещение 1 350 т, два четырехтрубных торпедных аппарата, пять 127-мм/38 орудий) стали вступать в строй только в 1934 году и в целом уступали своим японским визави. В частности, торпедное вооружение на момент ввода в строй было архаичным, ПВО малоэффективной, особенно на ближней дистанции. Кроме того, серия эсминцев вышла настолько дорогой, что была прозвана на флоте «золотой». Лишь с появлением во второй половине 1930-х годов эсминцев типа «Портер» разрыв начал сокращаться, однако серия эсминцев «Портер» состояла всего из восьми единиц, к тому же, несмотря на наличие спаренных артустановок ГК, «портеры» вооружались не универсальными орудиями (по данным С.Э. Моррисона).
Однако надо признать, что 127-мм орудия, примененные на «фаррагутах», были очень эффективными. Оснащенная полуавтоматической системой раздельного заряжания артустановка Mk21 с углом возвышения в 85 градусов обладала скорострельностью 12-14 выстрелов в минуту и могла вести эффективную стрельбу на дистанцию до 90 кабельтовых 25-кг снарядами (начальная скорость 792 м/с). Эта установка могла одинаково вести огонь как по морским, так и по воздушным целям, что в сочетании с лучшей в мире системой управления огнем делало «Фаррагут» очень опасным противником. А если учесть, что по огневой производительности «Фаррагут» (1 650 кг/мин) также превосходил «Фубуки»(1 410 кг/мин), то встреча один на один не сулила ничего хорошего японскому эсминцу. Однако достоинством эсминца «специального типа» являлась защита артиллерии и более мощное торпедное вооружение. Американская торпеда Mk12 имела боевую часть весом 227 кг против японской в 375 кг(торпеда «тип 90») и имела в полтора раза меньшую дальность хода при той же скорости.
Англичане, в отличие от своих американских «партнеров», не остановили проектирование и строительство новых эсминцев после окончания Первой мировой, вернее, не стали это делать так резко, как в США, где такие «каникулы» длились почти 20 лет. Сделав небольшой пятилетний перерыв, британцы построили два экспериментальных эсминца типа «Амазон» и перешли к серийной постройке ЭМ типа «А», «В», «С», «D», отличавшихся от «последних военных» эсминцев разве что более совершенным вооружением и некоторыми технологичными новинками. Создаваемые также для действий в океане британские эсминцы водоизмещением около 1 500 т имели достаточно большую дальность плавания – 4 800-5 800 миль(при скорости 14-15 узлов) и высокую скорость хода 35-36 узлов, не уступая по этим показателям японским «Фубуки». Однако существенно проигрывали японцами по мощи артиллерийского и торпедного вооружения.
Английские корабли несли 4-5х1-120 орудий в одиночных установках, имевших угол возвышения 30 градусов и дальность стрельбы – 70-75 кабельтовых, что в сравнении с японскими 127-мм орудиями (дальность стрельбы – 100 кабельтовых, скорострельность – 5-10 выстрелов в минуту) выглядело малоубедительным. Однако на близких и средних дистанциях британские эсминцы могли доставить серьезное беспокойство за счет скорострельных орудий ГК (10-12 выстрелов в минуту). Торпеды MkV (боевая часть 234 кг), MkIX (БЧ – 340 кг, 52 кб/35 узлов) так же существенно проигрывали японским «тип 90». В чем изначально английские ЭМ имели превосходство, так это в средствах ПВО – имеющиеся у них на борту 40-мм автоматы и спаренные пулеметы обеспечивали большую эффективность в борьбе с воздушным противником, чем 2 японских 7,7-мм пулемета.
Англичане под влиянием проекта японского «Фубуки», придя к выводу о необходимости тяжелого артиллерийского вооружения, только в 1936 году заложили эсминцы (иногда их относят к лидерам) типа «Трайбл» («Tribal») (встречается наименование типа «Африди» по названию первого корабля серии) со стандартным водоизмещением 1850 т, вооруженные восемью спаренными 120-мм орудиями Mk.XII, установленными в четырех башнях, и одним четырехтрубным торпедным аппаратом. За этим последовали эсминцы типов J, с 6-ю спаренными орудиями в трех башнях и 10 торпедными трубами и L (первые 4 корабля с 4х2-102-мм зенитными установками) с 6-ю спаренными новыми 120-мм универсальными орудиями в трех башнях и 8 торпедными трубами. Однако это были практически предвоенные проекты, построенные уже без оглядки на договорные ограничения, к этому времени ЭМ типа «Фубуки», построенные на 10 лет раньше, уже постепенно утратили свое первенство.
Что же касается флотов других вероятных противников Японии на Тихом океане, то флоты СССР и Китая на Тихом океане на тот момент не имели в своем составе кораблей, способных противостоять японцам. Нидерландские эсминцы типа «Ван Гент» со стандартным водоизмещением 1 330 тонн, введенные в строй практически одновременно с «Фубуки», представляли собой почти копию британских эсминцев конца Первой мировой, серьезно проигрывали японским оппонентам в первую очередь по части вооружения (4-120-мм орудия и 2 трехтрубных торпедных аппарата) и вряд ли могли составить серьезную конкуренцию.
Более интересным нам кажется сравнение эсминца «Фубуки» с французскими и итальянскими аналогами, несмотря на то, что вероятность им встретиться в бою с французскими лидерами (контрминоносцами) типа «Ягуар», эсминцами типа «Бурраск» или итальянскими лидерами типа «Навигатори» была чрезвычайно низкой.
Французские эскадренные миноносцы типа «Бурраск» были весьма крупными (стандартное водоизмещение – 1 300 т, полное – 1 900 т) и мощно вооруженными кораблями своего класса по меркам 20-х годов прошлого века. На тот момент ни один эсминец в мире не имел артиллерии столь крупного калибра, а французские 550-мм торпеды превосходили любые торпеды других стран, кроме 610-мм японских. Однако 130-мм орудия обладали слишком низкой скорострельностью в сравнении с наиболее распространенными на зарубежных эсминцах 120-мм пушками, а превосходство в дальности стрельбы не могло быть реализовано вследствие сравнительно примитивной системы управления огнем. Зенитные средства «Буррасков» были уже «неадекватны» по стандартам 1920-х годов (1х1-75-мм/50, 2х2-8-мм пулеметы) и в чем-то сравнимы с «Фубуки», как и противолодочные возможности. Но, хотя французские корабли могли применять глубинные бомбы различных типов, они не имели никаких средств обнаружения подводного противника. Кроме того, данные ЭМ имели ненадежную энергетическую установку и посредственную мореходность.
Лидеры эсминцев типа «Ягуар» при более крупном водоизмещении (стандартное водоизмещение – 2 126 т) выглядели более солидно, хотя несли вооружение ненамного превосходящее эсминцы «Бурраск». Пять 130-мм орудий в палубных установках считались весьма мощными по меркам 1920-х годов, они имели угол возвышения 36 градусов и дальность стрельбы около 100 кабельтовых (32-кг снаряд). Но скорострельность орудий «Ягуара» была недостаточной для кораблей такого класса: при скорострельности 4-5 выстрелов в минуту обеспечивалась огневая производительность в 800 кг/мин, что, в сравнении с 1 410 кг/мин у «Фубуки», делало преимущество «японца» подавляющим. Кроме того, реализовать значительную дальность стрельбы «французу» не позволяла несовершенная система управления огнем. Возможности ПВО «Ягуаров» так же, как и у «Фубуки» оказались совершенно неадекватны воздушной угрозе, что выявилось в ходе военных действий. Любопытно, что французские лидеры так же, как и их японские «одноклассники» в годы войны лишились одного 130-мм орудия (японцы – одной АУ), на месте которого были размещены дополнительные средства ПВО. Достаточно ощутимым было превосходство ЭМ «специального типа» и в торпедном вооружении: 3х3-610-мм ТА (БЧ – 375 кг, 80 кб) с механизированной системой перезарядки против 2х3-550-мм ТА (БЧ – 237,5 кг, дальность хода 32 кб при 35 узлах).
Французские «ягуары» при той же мощности машин (50 000 л.с.) немного уступали в скорости японскому «Фубуки» (35-36 узлов против 38 узлов (в действительности, чаще 36 узлов), кроме того, корабли имели не очень высокую маневренность, особенно на высоких скоростях). Проигрывали «французы» и по дальности плавания: 3 100 мильпротив 5 000 миль у «Фубуки» при той же скорости, что вполне объяснимо, если вспомнить, что строились они для закрытого средиземноморского ТВД. Только появление в начале 30-х годов новых лидеров «2 400-тонного класса» типа «Гепард» и «Эпервьер» с новыми 138-мм скорострельными орудиями позволило французскому флоту сократить качественный разрыв в кораблях данного класса.
В заключение рассмотрим еще один представитель эсминцев конца 20-х годов прошлого века. Спущенные на воду в 1928-1930 годах итальянские эсминцы типа «Навигатори» строились в то время, когда высокая скорость была навязчивой идеей, однако итальянцы не забыли и артиллерию. Надо отметить, что еще с эсминцев типа «Леоне» (4х2-120-мм/45), которыми итальянский флот пополнился еще в 1924 году, на корабли этого класса стали ставить спаренные 120-мм орудия, тем самым решив вопрос мощного артиллерийского вооружения. Эсминцы «Навигаторе» продолжили эту традицию, также получив 6-120-мм/50 орудий в трех спаренных установках. Палубные установки обеспечивали угол возвышения 45 градусов и дальность стрельбы 18,5 км, не уступая по данному показателю «японцу». Кроме того, эти орудия не считались универсальными, оба ствола в спаренной АУ размещались в одной люльке (как на ЭМ «Фубуки» первой серии), но рассматривались в качестве действенного средства борьбы с вражескими самолетами – для этого они имели специальные фугасные снаряды, имевшие взрыватели с установкой времени взрыва (для формирования завесы). Орудия итальянского лидера (иногда его относят к скаутам) использовали 23-кг снаряды (начальная скорость – 920 м/с), однако они имели невысокую скорострельность – около 6-7 выстрелов в минуту, что ставило их в невыгодное положение в случае противоборства с «Фубуки», особенно если учесть еще и слабость торпедного вооружения (6-4-533-мм/450-мм ТА) «итальянца».
К достоинствам итальянских ЭМ можно отнести их высокую скорость (до 40-41 узла, 50 000 л.с.), показанную на испытаниях, однако в ходе службы они редко развивали более 33-36 узлов, что ставило их на одну ступень с «Фубуки». А дальность плавания, довольно неплохая для Средиземного моря (3 800 миль на 18-ти узлах), явно была недостаточной для Тихого океана. Невысокими у этих кораблей были и их мореходные качества, хотя позже они и были улучшены путем увеличения высоты надводного борта. Как и на «Фубуки», после ввода в строй на этих кораблях потребовались дополнительные работы по повышению остойчивости, но устранить сильную заливаемость носовой оконечности так и не удалось. В качестве преимущества можно отметить эшелонированное размещение ГЭУ на итальянском эсминце и усиленную ПВО из 40-мм зенитных автоматов. В остальном же японский корабль был явным фаворитом.
Итак, подведем итоги. Эсминцы «специального» типа (типа «Фубуки») были первым опытом создания торпедно-артиллерийского корабля нового типа, и, нужно признать, опытом весьма удачным. Традиционно эскадренные миноносцы считаются наиболее универсальными военными кораблями. Исходя из данной универсальности эсминца, можно выделить следующие задачи для данного типа корабля: торпедная атака надводной цели, артиллерийский бой с надводным кораблем, боевая устойчивость от ударов с воздуха, способность осуществлять противовоздушную оборону (ПВО) охраняемых кораблей и судов, поиск и уничтожение подводных лодок, постановка активных минных заграждений, поражение береговых целей. В соответствии с обозначенными задачами «Фубуки» можно оценить следующим образом:
- для торпедных атак японские эсминцы приспособлены превосходно. Очень мощное и рационально спроектированное торпедное вооружение обеспечивалось отличными приборами управления торпедной стрельбой и средствами наблюдения;
- для боя с легкими силами, включая себе подобных, японские эсминцы также подходят очень хорошо, так как имеют сильное артиллерийское вооружение, обеспеченное системой управления огнем, немногим худшей, чем на крейсерах;
- для отражения атак авиации к моменту ввода в строй японские корабли были приспособлены на уровне всех своих современников. Некоторые преимущества им давали возможности орудий главного калибра, однако «по-настоящему» универсальными их назвать было нельзя. Отметим, что даже на английских «Трайбл» со спаренными орудиями, имевшими угол возвышения 40 градусов, приходилось заменять одну артустановку на средства ПВО, в итоге в этом вопросе лидерами стали американские эсминцы;
- для эскортной службы японские эсминцы были приспособлены несколько хуже своих иностранных современников, но не по оснащению, так как японская доктрина не предусматривала противолодочную оборону (ПЛО) своих коммуникаций эсминцами 1-го класса. Эта задача возлагалась на эсминцы 2-го класса, миноносцы, патрульные и сторожевые корабли и морские охотники, а эсминцы 1-го класса должны были осуществлять ПЛО только соединений боевых кораблей;
- постановка минных заграждений никогда не считалась в японском флоте приоритетной задачей (в отличие от, например, германского и, особенно, русского / советского). Активные минные постановки у берегов США с надводных кораблей попросту невозможны, а для оборонительных, у своих берегов, японский флот располагал достаточным числом минных заградителей специальной постройки. В силу указанных обстоятельств минное вооружение японских эсминцев не являлось основным. Можно отметить, что точно такой же подход к минному вооружению эсминцев был и в американском флоте;
- поражение береговых целей – эту задачу, при надлежащей подготовке, способен решать любой артиллерийский корабль в пределах огневых возможностей своих артиллерийских комплексов, и эсминцы типа «Фубуки», в данном случае, не исключение.
В этой статье мы представили свое субъективное мнение о боевых возможностях эсминцев типа «Фубуки». Возможно, кто-то с нами не согласится, эти вопросы можно обсудить.
Хотел бы закончить статью словами С.Э. Моррисона из его книги «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Восходящее солнце над Тихим океаном. Декабрь 1941-апрель 1942»: «…Наибольших успехов Япония достигла в строительстве эскадренных миноносцев. Корабли типа «Фубуки», построенные в 1926-1932 гг., по своей конструкции и вооружению являлись лучшими в мире…». Американского историка нельзя обвинить в предвзятости, с другой стороны, чем сильнее противник, тем больше чести в победе над ним, а вы как считаете?