Сюжет достаточно распространенный - девушка-сорванец Лия (милая, непосредственная, наивная, но отлично разбирающаяся в технике) взрослеет, встречая мужчину своей мечты.
Сценарий был написан специально под Лейлу Абашидзе, снявшуюся ранее в "Стрекозе". Критики отмечали, что героини обоих фильмов похожи, но... на мой взгляд, не особо. Да, они обе шебутные, но Лия, с одной стороны, серьезнее, с другой - пацанка, в отличие от Маринэ из "Стрекозы".
Лия (Лейла Абашидзе) учится в Архитектурно-строительном на заочном и работает в Стройтресте - водителем. Гараж, к которому она приписана, обеспечивает персональные машины начальству, но Лия остра на язык и быстра на критику - впрочем, понять её можно: возить приходится не только начальников, но и их жен - отвратительно наглых барствующих дамочек, шатающихся по парикмахерам, маникюршам, магазинам, рынкам.
Ко всему прочему дамочки ревнуют к хорошенькой водительнице своих мужей и распространяют о ней грязные сплетни.
Лия борется - критикует начальство (за что её и прозвали "Занозой"), в том числе, и за жён, пользующихся служебной машиной. В результате уже от четвертого начальника её пришлось освободить. Скорее всего, её бы и уволили, но гаражом заведует Вахтанг (Георгий Гегечкори), влюбленный в Лию, а потому находящий всё новые и новые варианты для неё.
И следующий начальник, которого будет возить Лия, - главный архитектор Треста Георгий (Тенгиз Мушкудиани): молодой, симпатичный и без жены. Вдобавок, он очень нравится девушке.
Вот только радость Лии оказалось недолгой - выясняется, что архитектор собирается жениться. Его невеста Тамара очень не нравится девушке, и дело тут не только в ревности, но и в том, что Тамара так же высокомерна, как и другие министерские жены, к тому же сразу оценила возможность пользоваться служебной машиной жениха.
Параллельно с романтической линией развивается производственная: конфликт разгорается вокруг дома, строящегося уже третий год. Молодежь, включая архитектора, протестует против архитектурных излишеств, удорожающих проект и удлиняющих время строительства, ну а "зубрам" внешний вид строений важнее, чем даже удобства внутри дома.
Лия принимает это строительство особенно близко к сердцу - домик, где она живет вместе с мамой, совсем старенький, предназначен под снос, и девушке обещали жилье в новом доме.
Фильм "Заноза" - музыкальный, композитор Сулхан Цинцадзе на стихи П. Грузинского. Перевод на русский - Г. Мазурина. На грузинском поёт сама Лейла Абашидзе, а в русскоязычной версии Виктория Иванова.
Особо добавить мне нечего - фильм понравился, развитие сюжета не является стандартным для картин с такой фабулой, неожиданные моменты обнаруживались несколько раз. Как обычно, отдельный интерес у меня вызвали кадры с бытовыми подробностями, их тут немало - в квартирах и кабинетах начальства, в комнате архитектора, в доме Лии.
Обращает на себя внимание серьезное социальное расслоение - баре-начальники (точнее - не столько сами начальники, сколько их жены) и простые люди: семья Лии, её знакомые. Да, это сатира, но очень узнаваемое противоречие, дикое для декларированного равенства в СССР.
И с годами, к 80-м, оно стало вообще запредельным: если здесь "белые" и остальные еще как-то пересекаются, то позже "белые" стали совсем небожителями.
Также любопытен спор об архитектурных излишествах. Да, спору нет - архитектура сталинской эпохи (в отличие от хрущевской) имеет ярко выраженную индивидуальность, те дома и сейчас радуют глаз, но, когда речь идет о предпочтении формы содержанию, я - за минимализм.
Чем три-четыре года вымучивать один дом, ковыряясь в сортах отделочного камня и прочих изысках, лучше построить десяток простых "коробок" с нормальным наполнением: люди, живущие в аварийном жилье и в коммуналках явно оценивали возможность скорейшего вселения в новый дом выше, чем его внешнюю красоту.
Моя оценка - 4