"Не знаем сегодня - узнаем завтра! Не можем мы - смогут потомки!" - такие настроения царили всего столетие назад и в жизни, и в литературе. И Конан Дойль был уверен, что в "Маракотовой бездне" он рассказал о том, что произойдёт вот-вот! Дело только в изобретении некоего сплава для изготовления батискафа, достаточно прочного, чтобы опуститься на дно Атлантики.
А может, наши представления о чудовищном давлении на глубине семи тысяч метров сильно преувеличенны? Ведь глубоководные тралы достают со дна нежнейшие водоросли, попадаются и живые существа, похожие на хрупкие цветы - погонофоры...
И трое храбрецов, профессор Маракот, биолог Хедли и механик Сканлэн в батискафе на стальном троссе погружаются в неизвестность. Ни один не хочет признаться, насколько ему не по себе при виде того, что выхватывает свет прожектора из сгущающейся тьмы - созданий, похожих на порождения преисподней. Ведь трос прочно связывает их с людьми, со светом, с жизнью! А значит, надо спокойно запоминать, записывать, фотографировать.
И вдруг - сотрясение, скрежет, свободный полёт вниз - трос перекушен чудовищным крабом. Но не будь профессор англичанином, если он позволит себе паниковать:
- Мы успеем увидеть то, что не видел ещё никто. А мне станет памятником новое географическое название - Маракотова бездна!
И вот - сфера на дне, иссякает кислород, начинается бред... Но разве может сразу троим привидеться в бреду одно и то же?! Снаружи в окно иллюминатора смотрит человек! Он явно понимает, что пришельцы попали в беду, он что-то говорит! Не слышно, но по выражению лица понять не сложно: "Помощь близка"! Разум отказывается верить в спасение но, очнувшись от сна (искусственного?), покорители глубин обнаруживают себя во дворце странной архитектуры, которая смутно напоминает им... Крито-Микенскую? Нет, это что-то ещё архаичнее... неужели?!
И тому, кто принесёт им еду, они зададут лишь один вопрос:
- Атлантида?!
- Атлантида.
Увы, это единственное слово, понятное и гостям, и хозяевам!
Каким невероятными судьбами выжила древняя цивилизация, создав свой искусственный мир! Самой необходимой наукой здесь оказалась химия, и в ней достигли такого прорыва, о каком и сегодня приходится только мечтать. А телепатия, вплоть до того, что мысль здесь можно сделать зримой, и показать, как кино?! Именно так пришельцев знакомят с историей Атлантиды - древней, наземной, и новой, подводной. И прежде всего с историей Великой Катастрофы.
Но эти люди с возможностями богов сохранили... систему власти одиннадцатитысячелетней давности! И летоисчисление у них по датам жизни вождей. Более того, в этом мире возможно и "оскорбление чувств верующих"! Пришельцы и не подозревали, как они рискуют, проникнув без разрешения в храм с великолепной статуей. Вождь, застав их в этом "святая святых", готов к гневу своего божества. Он обращается с мольбой к статуе:
- Тэя! (богиня!)
- Тэя Афина?! - радостно восклицает Маракот, и вождь готов признать в нём единоверца: знает богиню Афину!
Вернуться в "верхний мир" пока не представляется возможным, а вот связаться - вполне! Если вода проводит электричество - значит, и радиоволны... И вот, получен ответ! Их ждут на земле... вместе с атлантами, если, конечно, подводные люди решатся вернуться в мир, о котором сохранили память в преданиях. Если объединить возможности двадцатого века со знаниями таинственной подводной расы...
Всеми своими помыслами автор, сэр Конан Дойль, был устремлён в будущее. И не переставал надеяться, что героями века грядущего станут учёные, изобретатели, первопроходцы. Такие, как Маракот, как Челленджер - любимые создания его неуёмной фантазии.
А детективы - это для заработка, для развлечения почтеннейшей публики. Должны же преступления стать вчерашним днём, и специалист по всевозможному криминалу Шерлок Холмс - героем ушедшего поколения?