Найти тему
Всадник с головой

Мотто-мото

Кадр из старого ролика Александра Андреева, источник: youtube.
Кадр из старого ролика Александра Андреева, источник: youtube.

Ежегодно на российских дорогах гибнут и калечатся тысячи мотоциклистов. В процентном соотношении много больше, чем, например, в Европе.

В статьях и роликах сетевых мотогуру, в обсуждениях на форумах я наталкиваюсь на попытки осмысления этого факта. И водители авто виноваты- все сплошь идиоты, и дороги кривые- не для людей, и климат не такой. Ожидаемо, что ни один мыслитель из попавших в моё поле зрения истинной причины высокой мотоаварийности не назвал.

А она такая: 70% мотоциклистов в нашей стране не умеют ездить. Причём, ни в узком смысле этого слова, ни в широком.

Почему-то многие комрады думают, что достаточно сесть на мотоцикл и разобраться с органами управления, чтобы поехать. И они едут, конечно. Но напоминают мне первых индейских стрелков, отжавших у белых колонизаторов мушкеты. Знаете, тех парней, что стреляли, прижав приклад к середине груди и зажмурив глаза.

Ибо существует набор навыков и приёмов управления мотоциклом, до которого сложно дойти своим умом и ещё сложнее освоить самостоятельно. А без этого набора ваша езда не будет эффективной и безопасной.

Типовой путь мотоновичка обыкновенно начинается с мотошколы, после обучения в которой, он попадает на экзамен в ГИБДД. Так вот, экзамен в ГИБДД абсолютно не адекватен обстановке, с которой новичок столкнётся на дорогах общего пользования.

Практическая часть экзамена представляет собой набор упражнений на медленную рулёжку с одним псевдоскоростным в придачу, ещё и факультативным. Города нет, скоростного маневрирования нет. Просто торможения, так его растак, со средней скорости- и того нету.

Теоретическая часть экзамена представлена тестированием с билетами на ПДД не сильно отличными от автолюбительских. Нет ни приёмов управления, ни физики движения, ни психологии, ни физиологии, ни дорожной тактики, ни типовых аварийных ситуаций.

Вы просто вдумайтесь в это: ГИБДД выдаёт удостоверения, позволяющие управлять мотоциклами, которые лишь чуть уступают по своим характеристикам болидам Формулы-1, не убедившись, даже… что человек умеет оттормозиться или пройти скоростной поворот. Не убедившись, что в трафике он ведёт себя адекватно, и вообще, что он психически здоров и психологически устойчив.

Ладно, экзамен- халтура, чёрт с ним. Что у нас с самим обучением? Извольте: имеется даже регламентирующий документ на эту тему- единая государственная программа обучения на категорию А (сейчас это называется «примерная программа» или что-то близко к тому) – писанина настолько невнятная и оторванная от реальности, что строить на ней учебный процесс невозможно.

По сути, она устанавливает минимальное количество учебного времени на площадке ( 18 часов, которых едва хватает, чтобы наш новичок хоть как-то поехал и накатал экзамен- эту самую медленную рулёжку- на манер дрессированного медведя).

А так же описывает экзаменационные упражнения.

И… всё. Больше «программа» инструктора ничем не ограничивает и ничем ему не помогает.

Присмотримся теперь повнимательней к фигуре этого самого мотоинструктора. У него имеется лицензия, а то! Серьёзный документ, подтверждающий уровень компетенции. Я, например, получал лицензию мотоинструктора трижды (сия филькина грамота каждый раз оставалась на прежнем месте работы). Первый раз я отсидел 7 часов на лекциях, где читали... ПДД. Два других вопрос вообще решался без посещения занятий. А всё дело в том, что хоть сколь-нибудь годной программы подготовки мотоинструкторов в нашей стране опять же нет. Как нет и системы контроля их «качества».

Иначе говоря, любой желающий едва получив права, может учить других людей управлять мотоциклом.

Ну и пройдёмся по отечественным мотошколам. Я живу в столице и здесь их как булочных, на каждом углу по две штуки. В регионах, конечно, по-разному, но в среднем по больнице недостатка в учебных заведениях нет.

Так вот, нужно понимать, что мотошкола- это всегда частный бизнес низкой рентабельности, ещё и сезонный, и с довольно жёсткой конкуренцией. Конкуренция улучшает качество услуг только во влажных мечтах либералов. В реальном мире она заставляет экономить на всём, чём только можно. И, в частности, на инструкторах, среди которых - если не брать «премиальный» сегмент - почти всегда бывает текучка.

А ещё порождает нехитрые схемы развода на деньги. Это, например, скрытая комиссия, когда цена обучения заявляется одна, а потом в процессе оказывается, что за «организацию экзамена» нужно доплатить ещё столько же. Или искусственно усложнённый внутренний экзамен в школе, без сдачи которого в ГИБДД вас не пропустят. Вас ничему не станут учить, а внутренний экзамен вы раз за разом будете заваливать, покупая у школы всё новые и новые дополнительные занятия.

Если вдруг вы в настоящий момент примеряетесь к тому, чтобы открыть категорию А, читайте дальше внимательно: выбирая мотошколу, выясняйте сразу сколько будет стоить обучение, что будут читать на теории, уровень своей ответственности в случае повреждения техники и получения травм, предоставляет ли школа мотоцикл и сопровождение на экзамен в ГИБДД и, самое главное: присмотритесь к тому человеку, который будет давать вам практику. Как вы поняли, это может быть абсолютно левый товарищ.

Максимум, что может дать вам мотошкола- это первичная моторика и базовые приёмы управления. Чтобы получить хотя бы это, выбирайте школу и инструктора тщательно. На первых занятиях инструктор должен поставить вам баланс, взгляд, верные посадку и положение рук, закрепить остановку задним тормозом и начать нарабатывать управление тягой. А для этого ему придётся постоянно ходить за вами и корректировать ваши действия. Если наставник кратко рассказал вам куда жать и что крутить, а сам залипает в телефон на скамеечке- забирайте деньги и идите в другую мотошколу. Ваша задача не сдать экзамен в ГИБДД, ваша задача научится ездить. А для этого нужно найти хорошую мотошколу с грамотным инструктором и выжать из них максимум знаний и умений.

Теперь, что я подразумеваю под умением ездить. Сюда входит два малозависящих друг от друга перка:

1. Управление мотоциклом. Это то, насколько хорошо вы можете реализовать потенциал байка. Насколько хорошо умеете управлять тягой, маневрировать и тормозить во всём диапазоне скоростей. Здесь играет роль знание приёмов управления, умение их применить в нужный момент и в нужной комбинации плюс поставленная и автоматизированная верная моторика.

2. Позиционирование себя на дороге. Дорожная тактика. Умение прогнозировать трафик, выбирать скорость и траекторию адекватные дорожной обстановке, что в итоге позволяет избежать аварийных ситуаций. Это в основном теория: знания по физике движения мотоцикла, дорожной психологии, физиологии, а также бесконечное число типовых и часто неочевидных аварийных ситуаций в вашей копилочке.

Значит, в самой лучшей мотошколе вы получите пункт 1 на базовом уровне с первичной моторикой (т.е. автоматизировать моторику будете уже сами, первые год-два катаясь по дорогам общего пользования). И, возможно, некие смутные представления по пункту 2.

Про моторику сейчас разъясню. Езда на мотоцикле требует тончайшего владения всеми четырьмя конечностями, да ещё и пальцами на руках. Пока вы учитесь ездить, каждое ваше движение «пропускается через голову», т.е. совершается сознательно, под контролем ЦПУ в лобных долях мозга. А это жрёт много вашего внимания, которое, вообще-то, на дороге нужно для оценки обстановки. Поэтому новичок первые сезон-два находится в зоне риска. Не зря в Европах он целых четыре года законодательно ограничен по кубатуре.

После автоматизации моторики работа с органами управления становится прерогативой мозжечка, она уходит в область несознательного, и внимание разгружается. Потом, правда, в аварийной ситуации может оказаться, что то, что автоматизировалось не совсем верно, да...

Но, вернёмся к нашей увлекательной истории о типовом пути мотоновичка.

Получив права, всякий мотоциклист месяц-два ездит очень аккуратно, потому что, сука, страшно. Причём, поскольку в большинстве мотошкол не учат ничему, ездит он, скорее всего, интуитивно. Т.е. пройдя, к примеру, поворот, он вам не расскажет, как он повернул: как выбирал траекторию и скорость, куда смотрел, как контролировал наклон в повороте, и, самое главное, что нужно будет делать, если траекторию придётся ломать. Он просто ездит и всё.

Освоившись же на дороге, новичок через некоторое время неизбежно открывает для себя ручку газа. Даже уставшая чесотка или малокубатурный чопа могут разменять сотню за 4-5 секунд. Такие ускорения нашему новичку, как правило, не с чем сравнить во всей своей предыдущей жизни. А значит адреналин, а значит удовольствие. И страх сменяется эйфорией. Наш герой начинает крутить двигатель до отсечки с каждого светофора и на каждом прямике. При этом: маневрировать он толком не умеет, тормозить не умеет и о (как это сейчас модно называть?) дорожных ловушках ничего не знает.

Не трудно догадаться, что типовой путь новичка пролегает через типовую аварию новичка. Через месяц-два после выпуска немалая часть недавних учеников мотошкол закономерно бьётся. А некоторые не слезают с адреналиновой иглы вообще. Бьются, ломаются, чинятся, лечатся каждый сезон и всё равно гоняют, как психи. И считают это в порядке вещей. Типа не падал- значит, не ездил.

По моим наблюдениям, подобные персонажи обладают характерным психотипом и, как правило, в их жизни нет ничего ярче езды на мотоцикле. Объяснять им, что на дороге они подвергают опасности не только себя, но и окружающих- всё равно, что объяснять кошке, что нельзя жрать упавшую на пол колбасу. Это наводит на некоторые грустные мысли, но о грустном сейчас не будем.

Наш новичок, зализав раны (душевные и физические), продолжает ездить дальше. Его моторика автоматизируется, но без нормальной базы она не будет верна, в ней закрепится пяток вредных «рефлексов», а часть нужных будет отсутствовать. Через пару сезонов процесс успешно завершится, а через три-пять товарищ уже перейдёт из разряда новичков в разряд бывалых. Возможно, откроет блог мотоэксперта и будет нести в массы всякую ересь. А может, устроится работать мотоинструктором, станет важным человеком, да.

Таких, по сути, самоучек, увы, большинство- это то, что я вижу на дорогах каждый день.

Отдельного упоминания заслуживает колхозный стант. Просто самоучки- куда ни шло, они по крайней мере могут ездить «с головой», отсекая аварийные ситуации на этапе чтения трафика и, соответственно, обходясь невысоким навыком управления. Вот самоучки в трюковой езде в двенадцать раз веселей.

Я о парнях, которые, проезжая узкое место в междурядье, спускают ноги с подножек и сучат ими по асфальту, но, стартуя со светофора, поднимают мот на заднее колесо. Не имея нормального баланса, они тренируют вилли на скорости и с газа, болтаясь при этом соплёй на руле. На такое страшно бывает смотреть.

Если вы из этих, у меня к вам есть серьёзная просьба: одумайтесь. Стант дело травмоопасное и не терпящее дилетантизма. Если хочется стану, аж нету мочи, нужно серьёзным образом учится у профессионалов.

Да.

Первое сакральное откровение этой статьи было такое: 70% мотоциклистов у нас не умеют ездить. Вот вам второе: можно ездить на мотоцикле без аварий.

Без аварий вообще.

А для этого надо освоить и постоянно совершенствовать навыки управления и позиционирования себя на дороге. Постоянно совершенствовать потому, что, если вы не развиваетесь, значит, вы деградируете. Середины между этими состояниями нет.

В нашей стране никто не заботится о том, чтобы вы получили адекватную для выезда на дорогу подготовку, эта подготовка остаётся целиком на вашей совести. Ежели вы буржуй, то в Москве есть десятка «премиальных» школ в которых после получения категории А, вы сможете пройти дополнительные курсы с названиями типа «экстремальный» или «контраварийный» и даже сравнительно безопасно под присмотром инструктора вкататься в город. Всё это естественно не задёшево.

В таких заведениях, обычно, опираются на какую-нибудь забугорную методику обучения и оттого уровень у них есть.

Ну а я съел собаку на этих забугорных методиках, а ещё на методиках старой советской школы. Что-то спёр из первых, что-то из вторых, разработал систему упражнений, некоторые из которых авторские и обкатал всё это на чуть более тысяче учеников начального уровня. Кроме того, вёл детские занятия, занятия в городе, занятия по станту. Занимался минимото, трюковой ездой, разъезжал на треке. Работал со школой каскадёров. 16 лет отъездил по российским дорогам без единого ДТП. Но, чтобы не казаться слишком хорошим, добавлю, что 17 лет назад у меня была своя типовая авария новичка, где мною был в хламину разбит красноголовый «бандит».

Я распускаю павлиний хвост не из тщеславия, а для того, чтобы читатель понимал, окажется ли полезным для него дальнейшее чтение.

Ибо здесь будет цикл статей по обучению езде на мотоцикле.

Я начну с самых азов и распишу всю базу по управлению, пожалуй, что с описанием упражнений.

Потом добавлю кое-какие приёмы из продвинутых.

Это нельзя будет использовать как самоучитель с нуля, потому что для закрепления правильной моторики нужен контроль со стороны. Но желающему открыть категорию, по крайней мере, будет понятно, чему его должны учить в школе. Для молодого инструктора однозначно чтение окажется полезным. Бывалые байкеры, если снизойдут до прочтения, могут неожиданно найти что-то для себя новое.

Потом я пройдусь по дорожной тактике. Эта тема довольно объёмна и мало раскрыта. По крайней мере, я не встречал материала, где вопросы дорожной тактики были бы систематизированы и освещены в полной мере.

Добавлю физику движения и устройство мотоцикла.

Ну и когда-нибудь возможно руки дойдут до трюковой езды.

Я взялся за эту писанину не из корыстных побуждений. Ежу понятно, что мототема не сможет соперничать с котиками или жопами звёзд. Но если хотя бы пара человек воспримет и использует мой опыт, я буду доволен. Кой-какой опыт у меня накопился, а сейчас как раз появилось несколько месяцев свободного времени, чтобы облечь его в буквы.

Итак. В следующей статье: учебный мотоцикл, общие положения, посадка, органы управления, работа сцеплением и задним тормозом. Упражнение троганье-остановка на холостых оборотах.

Вступительное слово

Управление мотоциклом. База. Статья 1 сцепление и задний тормоз

Управление мотоциклом. База. Статья 2 баланс и взгляд

Управление мотоциклом. База. Статья 3 положение рук, тяга

Управление мотоциклом. База. Статья 4 повороты, контроль наклона

Управление мотоциклом. База. Статья 5 тонкая тяга, передачи, эстакада

Управление мотоциклом. База. Статья 6 торможение

Управление мотоциклом. База+ Статья 7 заносы

Управление мотоциклом. База+ Статья 8 работа корпусом. Заключение