Найти тему
semf1k

Автоматическое подключение трехфазного двигателя к сети 220 В.

Оглавление

Чтоб каждый раз не подключать пусковой конденсатор для старта электродвигателя, можно собрать простую схему на реле времени, которая будет делать это автоматически. Это актуально для систем, где приходится часто запускать моторы с помощью пускового конденсатора.

Понадобится два устройства: реле времени и пускатель.

Многое спрашивают, а можно сделать без пускателя?

В большинстве своем контакты реле времени и подобных устройств не рассчитаны на коммутацию серьёзной нагрузки как электродвигатель. Представьте себе грузовой кран или лифт запитанный и подключаемый/отключаемый от домашней розетки - вот тут тоже самое. А пускатели или контакторы специально предназначены для работы с электродвигателями, можно сказать "не разлей вода". Но не все. Есть различные категории этих устройств, для моторов часто используют категорию AC-3. Также при выключении индуктивных нагрузок происходит перенапряжение и искрение. Контакты реле времени на это тоже не рассчитаны, а у пускателя подходят.

Сами пускатели/контакторы выбираются по мощности электродвигателя и категорий применения (AC-3 и пр).

Питание катушек пускателей и реле времени бывают на различные напряжения. Для однофазной сети 220 В. они соответственно должны быть на 220 В.

Как соединить.

Схема сделана на таймере H3Y-2 ; 0-30 сек. из Китая. Это наверное самое доступное реле времени (об нём в конце статьи). Обычно первой собираю цепь управления:

-2

Цифры и буквы обозначены не просто так. Для большинства электротехнических изделий они одинаковые и помогают собирать схемы.

Далее добавляю пусковой и рабочий конденсаторы с клемником электродвигателя:

Логика работы схемы такая: когда подается питание, реле времени сразу включает контактор, а тот в свою очередь подсоединяет пусковой конденсатор к рабочему. Получается параллельное соединение емкостей. И как реле отсчитывает установленную выдержку времени, то отключает пусковой конденсатор.

Не должно получиться так, что рабочий запитан от фазы, а пусковой от ноля или идут на разные клеммы мотора. Даже не знаю, что при этом произойдет. Только строгое параллельное соединение.

Подбор конденсаторов.

Если на вскидку то рабочий берут 7 мкф на каждые 100 ватт мощности двигателя и пусковой 1х-3х емкости рабочего, в зависимости от условий старта.

Сами конденсаторы неполярные и отличаются от друг дурга. Рабочий рассчитан на длительную работу, все время подключен к двигателю. Его номинальное напряжение около 450 В. Пусковой работает несколько секунд, его номинально напряжение 300-350 В.

Простой расчет подходит для достаточно нагруженного мотора, а вот если он недогружен могут возникнуть проблемы, подробности тут. Однако если нагружен, то тоже могут.

Недостатки схемы.

1. После выключения на пусковом конденсатора остается заряд и будет держаться там достаточно долго, если не бесконечно. Поэтому должна быть предусмотрена система его разряда. Думаю подойдет лампочка на 380 вольт или резистор 500 кОм, подключенные к нему паралельно.

Кадр из видео https://youtu.be/Vqlg3WyMZ3A
Кадр из видео https://youtu.be/Vqlg3WyMZ3A

2. Нету никакой обратной связи с двигателем. Если установленного времени не хватит на запуск (допустим летом его хватало, а зимой не хватило), то мотор может не стартануть, просто остаться гудеть и через какое-то время сгорит.

Возможны другие недостатки.

О самом реле времени H3Y-2 с али.

Конечно в нем все по максимуму удешевлено. Для электроники использованы не самые известные конденсаторы, на контактах нет слоя серебра. Катушка выглядит нормально, а само устройство спаяно неплохо.

Конкретный случай проверки электродвигателя приборами.

Реле, конденсаторы.

Материал является личным мнением автора.

Видео с такой-же схемой но другим реле времени (картинка с искрами).