Работая в достаточно крупных компаниях, я в большинстве случаев сталкивался с фиксированной, окладной оплатой труда у специалистов в ИТ-службе. Хорошо это или плохо?
Конечно, такой подход формирует определенную стабильность, уверенность в работе и оплате. И такой подход понятен, он формировался годами и даже десятилетиями. Но насколько он результативен для бизнеса? Считается, что есть определенный пул работ, который в рамках текущих процессов должен выполнять сотрудник. Согласен, но отчасти. Как много случаев наблюдал, когда такой подход расслабляет и останавливает развитие целой ИТ-службы. Все слишком стабильно и предсказуемо.
Считаю, что самый оптимальный вариант – это проектная оплата, когда постоянная часть минимальна или отсутствует, если такой тип функционала приемлем. Но в реалиях рынка такой подход применяется крайне редко, особенно в больших компаниях. Ведь нужна понятная мотивация, чтобы формировать команду, удерживать ее и обеспечивать стабильность работы бизнеса и ИТ-службы, в том числе.
Зачастую применял и рекомендую применять формат окладно-премиальный. Нужно прописать максимально подробно фиксированный объем задач, результативность их выполнения в показателях. Это некий фундамент, гарантирующий стабильность процессов, который зависят от конкретного сотрудника.
Премиальная же часть должна учитывать ряд показателей, таких как: участие в проектах, внесение полезных предложений в различные бизнес-процессы и/или ИТ-сервисы, которые дали результат, решение сложных нестандартных задач, применение решений, помогающих экономить ресурсы в ИТ-службе и прочее. Это премиальная составляющая. Она не должна стать слишком стабильной и полностью понятной. Должен быть фактор принятия решения ИТ-руководителем, а также планирование участия и работы в таких проектах команды. Тогда будет эффект дополнительной мотивации.
Такой формат нужен, т.к. он помогает развитию и команды, и ИТ-сервисов. И это только часть мотивации, которую несложно измерить и сформировать определенную систему баллов, рейтингов и прочих элементов мотивации. И уже такую систему целесообразно дополнять нематериальной мотивацией. А это мы рассмотрим позже.
Обучаю и консультирую ИТ-специалистов, которые планируют карьеру в ИТ и начинающих ИТ-руководителей по реальному развитию ИТ-сервисов, системной работе на результат и выстраиванию карьеры в ИТ, провожу ИТ-аудит компаний. Опыт и внутри компаний, и в ИТ-интеграторе.
© Сергей Полторак