Всё, что двигается вопреки задумке создателя, может быть зафиксировано клейкой лентой. А что не двигается, то смазывается волшебной WD-40.
Об истории клейких лент я написал отдельную статью, а сегодня поговорим о чудодейственной WD-40.
Вокруг сине-жёлтых баночек появилось множество мифов, многие из которых появились стараниями маркетологов. Давайте разберёмся.
Как появилась WD-40
В русскоязычном интернете гуляют две легенды.
Легенда о Говарде Хьюзе
В блоге российских представителей WD-40 появление чудо-жидкости связывают с именем эксцентричного миллионера и инженера Говарда Хьюза. Да, действительно владелец крупной американской авиакомпании TWA в середине 50-х заказал большую партию реактивных самолётов Конвейр-880.
Хьюз пытался не отстать от конкурентов, к тому моменту выкупивших все лайнеры Боинг и Дуглас. Однако Хьюз не смог вовремя оплатить заказ и на время судебных тяжб десятки самолётов пришлось хранить под открытым небом. Чтобы защитить их от ржавчины, Convair обратились к небольшой химической лаборатории. Версия красивая, но не соответствует действительности.
Первый Convair 880 поднялся в небо лишь в январе 1959, а проблемы с консервацией 19 заказанных TWA самолётов начались ещё на пару лет позже. WD-40 появилась на рынке намного раньше — в 1953 году.
Эта версия явно противоречит действительности. Она появилась на волне популярности фильма “Авиатор”.
Лента Мартина Скорсезе возродила интерес обывателей к фигуре великого и загадочного Говарда Хьюза.
Легенда о космической лаборатории
Вторая легенда утверждает: WD-40 была создана по заказу NASA для защиты ракет Атлас.
Эта версия приведена и на официальном сайте компании. Действительно, в 1953 году Айвар Норман Лаусен вместе с парой друзей основал небольшую лабораторию и назвал её Rocket Chemical Company.
В том же году, с сороковой попытки, ему удаётся создать средство, вытесняющее воду. Не мудрствуя лукаво, Лаусен называет удачную смесь WD — от слов water displacement, вытеснитель воды — и добавляет номер удачного рецепта. Вот только ни Национального Аэрокосмического Агентства, ни самой ракеты Атлас ещё не существует. NASA появится в середине 1958 года, а первый прототип XSM-65A — будущего Атласа — запустят лишь в июне 57-го.
Откуда же в названии компании появилось слово Rocket? Да из массовой культуры. В середине двадцатого века Америка переживает бум научной и малонаучной фантастики.
Десятки журналов и фильмов, сотни рассказов и комиксов связаны с двумя темами — космическими приключениями и атомным оружием. Поэтому слова Rocket и Atomic в рекламе самых неожиданных предметов.
А ещё эти слова “пахнут” щедрыми оборонными заказами: Холодная война набирает обороты и Пентагон не жалеет деньги на новые разработки. Вероятней всего, именно ориентируясь на сотрудничество с исследовательским подразделением Конвейр.
Если бы в Сан-Диего базировались лаборатории Вестингауза, компания Ларсена вероятней всего называлась бы Atomic Chemical Company.
WD-40 включает секретные компоненты и сложную технологию изготовления
Эту легенду усиленно поддерживают маркетологи компании. Они рассказывают, что оригинальный состав WD-40 записан от руки в тетрадке, которая хранится в банковском сейфе. Рецепт никогда не копировался, оцифровывался и не сохранялся в электронном виде. Компания никогда не пыталась запатентовать WD-40, потому что в заявке пришлось бы указать все используемые компоненты.
Концентраты смешиваются в четырёх лабораториях — две находятся в США, по одной в Великобритании и Австралии — и оттуда отправляются на фабрики по всему миру. Такой подход помогает компании снизить таможенные пошлины и удешевить производство.
На самом деле перечень компонентов WD-40 давно известен. Законы многих стран требуют указывать состав химических средств при регистрации и получении разрешений на продажу.
Итак, достоверно известно что основной компонент — это уайт-спирт. Это хорошо известный растворитель, который получается в процессе перегонки нефти. Он составляет примерно половину смеси. Ещё четверть — те же углеводороды, что входят в состав уайт-спирита, но в форме алифатических соединений — алканов и парафинов.
Треть банки занимает ещё один продукт перегонки нефти — вазелиновое масло.
И, наконец, в составе точно есть углекислый газ. Он используется для распыления смеси из аэрозольного баллончика.
Журналисты из Wired отправили баллончик WD-40 в химическую лабораторию, где с помощью газового хроматографа и масс-спектрометра получили более детальный рецепт. По их данным в состав входят минеральное масло, смесь алканов (декан, ундекан, тридекан, тетрадекан и нонан), один циклический алкин (циклогексан), диметил-нафталин и углекислый газ. Никаких сюрпризов — всё те же продукты нефтеперегонки и аэрозольный пропеллент.
Главный элемент WD-40 —
это агрессивный маркетинг. Компания делает ставку на азарт покупателей — желание получить как можно больше за скромные деньги. Образ чудодейственной смеси строится вокруг волшебного слова “ещё”. На первой же этикетке WD-40 объявляется “ещё одним прекрасным продуктом компании”, хотя это единственный товар Rocket Chemical.
Лаусен начинает поиск клиентов отнюдь не в аэрокосмических компаниях. Он проводит день за днём в доках Сан-Диего, демонстрируя своё изобретение в деле.
Неудивительно, что первым постоянным покупателем WD-40 становится хозяин рыболовного катера Сэм Кривелло. По гавани расползаются слухи: Сэм покрывает смесью стальные сети — то ли приманивая рыбу, то ли маскируя запах тросов. Постепенно WD-40 становится появляется на всех судах из Сан-Диего и постепенно расползается по местным предприятиям.
Новинкой начинает интересоваться и брат Сэма, который владеет небольшим консервным заводом — он использует WD-40 для защиты банок от солёной воды.
В 1957 году в компанию приходит новый президент — Норман Б. Ларсен. Из-за созвучия имён его часто путают с изобретателем WD-40 Айваром Норманом Лаусеном, но это два разных человека.
Именно Ларсен получает важнейший для компании заказ — становится поставщиком компании Конвейр. Так компания начинает оправдывать своё название.
Ларсен призывает коллег искать всё новые и новые варианты использования WD-40. Содержимое жёлто-чёрных банок пытаются использовать в гаражах и на кухнях, для откручивания приржавевших болтов и для удаления прилипшей к одежде жвачки.
Влаго- и пылеудалитель становится универсальным инструментом. Компания постоянно ищет “ещё один” вариант применения WD-40. Помогает даже вой на во Вьетнаме — компания бесплатно поставляет армии свою новинку — “ведешку” в аэрозольных баллончиках. В ответ ветераны не скупятся на комплименты, рассказывая сколько раз WD-40 помогала смазать мгновенно ржавеющие винтовки.
Тенденция сохраняется до сих пор — наиболее видное место на официальном сайте занимает список необычных вариантов применения чудесного состава.
Ведь это так заманчиво, купить ещё один полезный инструмент всё за ту же пару сотен рублей...
- Как появились липкие ленты: от медицинского пластыря к синей изоленте
- Как один человек изменил мировую экономику
- Как появилась снегоуборочная техника