Сегодня я не буду давать рецептов. Ну вот такое у меня отступление. Совсем не лирическое. Утверждение в заголовке этой статьи частенько попадается мне у многих блогеров и комментаторов. Так ли это было на самом деле? Давайте подискутируем. Или просто повспоминаем. Потому что многие, по-моему, в силу возраста уже впали в маразм, и не такое уж недавнее прошлое им рисуется исключительно в розовых тонах. А некоторые, опять же в силу возраста, и не могут помнить. Потому что они «там» не жили.
Я просто поделюсь своими воспоминаниями. Но начну я с документов. Ибо ещё мелким был, и не помню всех подробностей в силу младенческого возраста.
... И воспоминания-то у всех разные. Зависит от места жительства (страна-то огромная!), от места работы и от времени. Ситуация в разные годы складывалась по-разному, да.
Сразу отмечу, что я не испытываю лютой ненависти к тому времени. Всякое было. И хорошее, и плохое. И сейчас тоже. Ностальгия по молодости, когда «впереди у жизни только даль...», наверное, присуща каждому человеку.
Надо добавить, что родился я в 1963 году. Поэтому более ранние годы я опускаю. Там тоже много чего было. Скажу ещё, что родился я и вырос в зоне Нечерноземья, в крупном областном центре Верхней Волги.
Но, надо ж такому случиться, именно в этом году случилась засуха. Вот и начну плясать именно оттуда, с 1963 года.
По официальным сводкам, производство продовольствия в СССР к 1963 году почти удвоилось по сравнению с 1953 годом (предыдущим неурожаем). За 10 лет было накоплены немалые резервы, что, казалось бы, могло помочь избежать всяческих проблем со снабжением. Тем не менее, уже осенью 1963 года стал пропадать в продаже хлеб в, казалось бы, самых богатых житом районах страны. Украина, Северный Кавказ, Закавказье.
Очереди за хлебом стали обыденным явлением. Была введена норма по отпуску хлебных изделий в одни руки. Муки же просто не было от слова «совсем». При этом обе столицы снабжались вполне удовлетворительно. Но! И в Москву, и в Ленинград (нынешний Санкт-Петербург) потянулись поезда из соседних (и не очень) регионов. За продуктами.
Прошло немного времени, когда стало ясно, что в СССР резервы исчерпаны. Зерна нет!
По-хорошему, нужно было вводить хлебные карточки, отменённые в 1947 году.
Что же в результате сделал Хрущёв (да, я родился ещё при Хрущёве, которого помню только по картинке в азбуке)?
Он пошёл на распродажу золотого запаса СССР. Было продано 1200-1500 тонн золота. Это спасло страну от голода, который всё явственнее вырисовывался. Но даже при этом уровня снабжения 1962 года достичь таки не удалось.
В чём же была причина столь резкого и в какой-то степени неожиданного снабжения населения хлебом и закупки его за границей?
Это, конечно, не только засуха. Ещё и «мудрое» руководство было тому виной.
Считалось, что колхозники слишком много внимания уделяют своему личному подсобному хозяйству в ущерб работе в колхозах. Поэтому усиливалось давление на личные хозяйства в пользу коллективных. Количество коров в личном пользовании в 1960 году было меньше, чем в 1953. В начале 1963 года в личных хозяйствах жителей села было 10 миллионов коров, а в 1958 году 22 миллиона. Ну и свиней, коз, овец и птицы тоже значительно меньше стало.
Но при этом на колхозных фермах, куда скотина и птица принудительно изымались, практически не росло количество кормов. Производство мяса и молока не росло (даже снижалось). Скот нечем было кормить.
Горожанам же вообще запретили держать скотину (в 1959 году). Именно потому, что кормов не хватало даже для совхозов и колхозов.
Поэтому крестьяне на корм своему скоту и птице стали покупать печёный хлеб. За это можно было и «загреметь под фанфары», подсудное дело! Производство продукции животноводства стало резко снижаться и в личных хозяйствах. А куда ж деваться-то?
Давление же на приусадебные участки не уменьшалось, а даже увеличивалось. Тех , кто что-то выращивал на своих участках на продажу, объявили, ни более ни менее, как спекулянтами и пережитками прошлого. В советской печати, ага. Целая кампания была. В результате в 1959–1962 годах посевы картофеля в стране уменьшились на 1,5 миллиона гектаров. Резко уменьшились и посевы кормовых культур.
Поэтому продажа продовольствия на колхозных рынках в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого (да, увы, уже прошлого) века очень сильно упала, а цены при этом, что естественно, возросли.
При этом лишь 20%, под подсчётам экономистов, продуктов, производимых в личных хозяйствах, продавалось на рынках. Остальное потребляла сама крестьянская семья.
Но именно эти 20% составляли 50% свежих овощей и 30% фруктов, продаваемых на рынках городов.
Глупая, если не сказать больше — преступная — политика насильственного сокращения личного сектора.
Инициатива крестьян была искусственно снижена. А это, ни много ни мало, 40 миллионов человек на то время.
Ну и случилось неизбежное. Даже при перевыполнении планов по производству зерна, его не хватало для нормального снабжения страны и обеспечивания кормами животноводов.
К катастрофе могли привести любые природные явления.
Засуха 1963 года, при этом, не была такой уж фатальной.
Одной из основных причин катастрофы стала ещё одна «умная» реформа «великого агронома» Хрущёва. В 1962 году, по его указанию, были ликвидированы так называемые чистые пары.
Крестьянам испокон веку было известно, что поле, вспаханное осенью и оставленное незасеянным, вспаханное ещё раз по весне и очищенное от сорняка, накопив большее количество питательных веществ, даст впоследствии гораздо лучший урожай.
Впоследствии это было доказано и наукой.
Но великий руководитель Хрущёв и многие его не менее великие знатоки-советники считали иначе. Чистый пар — это зазря пропадающая земля.
Чистые пары стали ликвидироваться и засеваться.
Посевная площадь в 1962 году существенно увеличилась. Но урожай, при этом, вырос совсем даже несущественно.
Зимой 1963 года стояли суровые морозы. Основная масса озимых культур была посеяна достаточно поздно (поля ж не были готовы, их ещё убрать сначала надо было), зиму они пережили тяжело. Большая часть просто погибла. В отличие от засевов по чистым парам.
А в 1963 году и случилась та самая засуха. Во второй половине лета.
Погибли все яровые посевы, которые были высажены взамен ранее покинувших этот мир озимых позднего высева, а также яровые посевы на целине. Но по уму высеянные озимые выстояли. Их, увы, было уже немного.
Чем всё закончилось? Хрущёв, под бурные и продолжительные аплодисменты, как и было положено в советское время, осенью 1963 года милостиво позволил восстановить в севооборотах чистые пары. Что дало надежду в дальнейшем прекратить закупку канадского зерна, аргентинского мяса, датского масла и кур из Польши и Болгарии. Я уж не говорю об овощах из той же Болгарии и Венгрии.
В статье использованы материалы из книги Роя Медведева «Никита Хрущёв»