Я много раз писал о том, что Юстиниан был плохим императором, но он действительно провел одну решительную реформу, которая, возможно, стала самым продолжительным наследием его правления.
Римский император Юстиниан I
За столетия до Юстиниана римское право собиралось бессистемно через десятки тысяч судебных процессов и прецедентов. Имперские указы, законы, принятые публичными собраниями, постановления судов и все другие виды юридических постановлений. Огромный объем литературы во многих случаях делал закон громоздким и неясным. Укрепление совокупности римского права было крайне необходимо.
Императоры до Юстиниана осознавали эту необходимость. В частности, Феодосий II предпринял проект по консолидации ограниченного корпуса римского права, который назывался Феодосийским кодексом. Однако этот проект решил лишь небольшую часть проблемы, которая с каждым днем только увеличивалась.
Как долговременное и непрерывное политическое образование, Рим унаследовал многовековые правовые традиции и прецеденты, восходящие к республике. В сборниках законов существовали сотни тысяч страниц информации. Многие из этих постановлений противоречили друг другу. Ученые-юристы, хотя и стремились заниматься тем, что называется римским правом, не имели реальной основы для работы. К тому времени, когда Юстиниан пришел к власти, это было серьезной проблемой.
Одной из первых реформ, намеченных Юстинианом как император, была правовая система. В 528 году он назначил совет ученых-юристов, в том числе своих советников Иоанна Каппадокийца и Трибонианца, для создания всеобъемлющего свода римского права. Это казалось невыполнимой задачей, поскольку в предыдущих проектах потребовались годы, чтобы произвести что-либо ценное.
Но что удивительно, юридической комиссии Юстиниана потребовалось всего четырнадцать месяцев, чтобы подготовить Кодекс Юстиниана, Кодекс Юстиниана. Эта версия, с некоторыми более поздними изменениями в 534 году, заменила все предыдущие правовые прецеденты. Все римское право было теперь сжато в двенадцать книг: церковное право, гражданское право, административное право и уголовное право были закреплены в этом тексте.
Средневековая копия Кодекса Юстиниана
Наряду с некоторыми другими дополнениями, Кодекс Юстиниана вошел в состав Юстиниана Corpus Juris Civilis, свод гражданского права. За это время был создан сборник юридических трудов из 50 книг под названием «Дайджест», который был выпущен в 533 году, а также учебник для студентов под названием «Институты», выпущенный в том же году.
Этими реформами Юстиниан очистил определяющую характеристику римской власти: верховенство закона. На протяжении веков римляне гордились тем, что ими правят законы, и теперь они наконец обрели смысл. Кодекс Юстиниана с необходимыми реформами будет продолжать служить законом Римской империи на протяжении веков.
Кодекс был заново открыт в Западной Европе в период Высокого Средневековья. Он стал основной частью юридического образования там, даже если не был юридическим органом, из-за его рациональности и всестороннего рассмотрения всех аспектов права. Юристы, прошедшие подготовку в университетах, где особое внимание уделялось Кодексу, считались лучшими в стране.
Что наиболее важно, император Наполеон видел в Юстинианском кодексе идеальную основу для своих правовых реформ. Точно так же, как запутанное состояние римского права потребовало консолидации Юстиниана, запутанные юридические детали феодализма в Европе потребовали изменений. Наполеон, в духе Революции, хотел продвигать общество вперед, и он обнародовал правовой кодекс, названный Наполеоновским кодексом, всеобъемлющее заявление гражданского права, созданное по образцу Corpus Juris Civilis.
Кодекс Наполеона
Этот кодекс законов повлиял на все будущие кодексы гражданского права в западном мире, предоставив правительствам модель для централизации своей власти и обеспечения справедливости для своих подданных. Он все еще действует во Франции, хотя и с поправками, и является отцом современного западного гражданского права. В свою очередь, он является наследником первоначального Кодекса Юстиниана.
Таким образом, Юстиниан внес огромный вклад не только в свою собственную империю, но и во всю западную правовую традицию. За это он заслуживает самой большой похвалы.