Здравствуйте.
Я решил продолжить описание Отечественной войны 1812 года, которое преподносится французами. Начало см. "Причины Отечественной войны 1812 г. Взгляд из Франции".
Несмотря на то, что Наполеон упал с лошади, во время разведки незадолго до начала кампании («плохой знак ... римлянин отступит», - сказал маршал Бертье генералу Коленкуру), император был уверен в своих силах и силе «Великой армии». В отличие от предыдущих кампаний, имея численное превосходство, он дает России три месяца на сопротивление, прежде чем русские попросят пощады.
22 июня 1812 года Наполеон объявил царю войну, а 24 июня в 5 часов утра Армия Двадцати Наций начала переправу через реку Неман у Ковно. Понтон по приказу императора построили три моста бок о бок, чтобы армия могла перебраться на другую сторону.
К 26-му числу «Великая армия» полностью перешла через Неман и вторглась на территорию России. В то время войны Наполеон еще не предполагал захватить Москву или слишком далеко продвинуться вглубь страны – французы даже называли эту кампанию «второй польской кампанией». (Ну да! 640 тысяч человек вышли «прогуляться»!!!)
Войска Западной Европы бросаются к сердцу России, не встречая никакого сопротивления, под сокрушительной жарой русского лета. Частые грозы не помогают и усугубляют несчастье солдат. Уже начинаются дезертирства.
Вопреки распространенному мнению, именно в этот момент войны царь не проводил политику «выжженной земли». На самом деле фельдмаршал Барклай де Толли пытался выстроить свои армии на стабильной стратегической позиции, а затем укрепить их, чтобы остановить продвижение Императора. Но, столкнувшись с блестящим наступлением французов, русские были вынуждены оставить свои оборонительные редуты и отступить на восток, чтобы затем искать другую удобную позицию для повторного укрепления.
За три дня Армия Двадцати наций преодолела почти 100 километров, методично прочесывая местность, обыскивая каждый лес, чтобы снизить риск засад. 28 июня французы вошли в Вильно, ныне столицу Литвы. Город, который не мог защитить русские, был эвакуирован и подожжен царскими войсками.
Наполеон, приветствованный населением как освободитель, еще раз предлагает мир Александру. На встречу с Наполеоном был отправлен генерал Балашов. Эти двое встречаются 1 июля, и, как и планировал и особенно хотел Император России, переговоры провалились. (На самом деле всё было с точностью до наоборот – Александр предлагал Наполеону вывести войска из пределов России и прекратить войну, но Бонапарт настаивал на решающем сражении и обвинял М.Б.Барклая-де-Толли в трусости)
Время шло, а генерального сражения по-прежнему не намечалось, несмотря на планы окружения, которые Наполеон регулярно намечал для русской армии. В начале июля маршал Даву отправляется вперед, чтобы отделить армии Багратиона и Барклая-де-Толли; русские снова уклоняются, и захватчики ведут лишь небольшой бой у Салтановки (также называемый битвой за Могилев) 23-го числа. Русский генерал Раевский, проведя десятичасовой бой против французов, позволил Багратиону с армией отступить к Смоленску. В то же самое время, когда шло сражение, Жером Бонапарт, король Вестфалии, рассердился на маршала Даву и императора за их поведение во время кампании. Жером обвинил брата, что тот позволил войскам Багратиона уйти, и подал в отставку с поста генерала. После чего поспешно вернулся в Кассель, столицу его королевства.
На протяжении всей кампании русское население относилось к Армии Двадцати наций не враждебно. В то время в России еще существовало крепостное право – крестьяне были настоящими рабами и смотрели на вторжение в положительном свете, для них это было синонимом свободы. (Без комментариев!!!). Столкнувшись с риском восстания, русские дворяне заставили их двинуться на восток, вне досягаемости французов.
Именно в это время действительно рассматривалась тактика «выжженной земли» - под руководством Барклая-де-Толли многие города и деревни были уничтожены огнем, чтобы замедлить французское наступление.
27 июля, в Островно, бой против генерала Коновницына с русской стороны, и Неем, Мюратом и Эженом де Богарне – вице-королём Италии – с другой. Победа французам досталась дорого, но она мало повлияла на ход кампании. На севере маршалы Макдональд, две трети войск которого составляли ненадежные пруссаки, и Удино расстроили императора своей неудачей в захвате Санкт-Петербурга.
28 числа император был в Витебске. И снова город заброшен и подожжён русскими. Наполеон имел возможность остановить свое продвижение и остаться в Витебске, чтобы перезимовать там, но предпочитает идти к Смоленску, это чуть дальше на 100 километров, потому что знает, что русские захотят защитить город любой ценой, так как они считают его святым. Таким образом, император в Смоленске надеется провести свою решающую битву.
Смоленское сражение
12 августа Наполеон покинул Витебск и завершил «Смоленский маневр»: вместо того, чтобы идти прямо на русскую армию, он обошел ее, воспользовавшись лесом, чтобы скрыть свои передвижения войск, а затем взять под свой контроль город в мгновение ока до прибытия русских. Затем он набросился на Барклая-де-Толли дальше на север, прежде чем узнал новости и ушёл. Но генерал Багратион, сторонник наступления на захватчика и яростный противник «выжженной земли», ослушался Барклая и решил вновь занять Смоленск. Он думал, что у города, окруженного толстыми стенами и защищенного прочными бастионами, есть средства противостоять неумолимому наступлению Орла (так французы называли Наполеона). Если Барклай-де-Толли хочет спасти свою армию, ему ничего не остается, кроме как присоединиться к Багратиону и запереться в Смоленске.
16 августа 1812 года Наполеон и его 175 тысяч человек прибыли к городу, удерживаемому 130 тысячной армией русских. Его стратегия, опять же, проста, но эффективна: перейти реку Днепр на восток, чтобы окружить город и атаковать его сразу со всех сторон. Ценой больших потерь пригороды города взяты Даву, Неем и Понятовским. Русская армия хотела воспользоваться своим положением и осталась расквартированной за стенами крепости, несмотря на постоянные бомбардировки «Великой армии». Город в огне, но это не столько из-за артиллерийского огня, сколько из-за пожаров, устроенных русскими по всему городу, которые не оставляли французам ничего. По сути, это та же стратегия, которую губернатор Ростопчин будет практиковать в российской столице вскоре после захвата Москвы.
Утром 18-го числа армии Двадцати Наций удается проникнуть в город, покинутый Барклаем-де-Толли в ту же ночь.
Смоленск сильно пострадал, но Наполеон решил сделать Смоленск надежной базой снабжения. Здесь был построен госпиталь на 8000 раненых, собраны большие запасы боеприпасов и продовольствия. Император бросает Нея, Мюрата и Жюно в погоню за Барклаем в надежде задержать бегство русских, но 19-го, в Валутино, врагу все же удается ускользнуть сквозь пальцы.
Решающая битва, которую так ждал Наполеон, снова ушла от него. И поэтому император решает пойти маршем на столицу – Москву. Враг захочет вмешаться, чтобы защитить город с 300 тысячами жителей, но, как только победа будет достигнута, царь попросит мира. Александр увидит, что его столица оккупирована и сопротивляться дальше бессмысленно. Этот метод отлично работал в 1805 и 1806 годах, в том числе во время войн 3-й и 4-й коалиции; нет причин для того, чтобы это менять в 1812 году.
P.S. Спасибо за внимание и неравнодушие