Найти тему
Lost Quest

Компьютерные игры и вопрос авторских прав

Оглавление

Объективно очень сложно придумать компьютерную игру, которая будет полностью уникальной. Очень часто возникают какие-то заимствования идей или просто похожие моменты. Особенно часты совпадения, когда создаются проекты в одних и тех же жанрах.

И чем больше создаётся компьютерных игр, тем выше вероятность подобного развития событий.

Авторские права на игры или составляющие на Западе и в России

В нашей стране компьютерные игры не являются отдельным объектом правовой охраны, в отличие от Западе, где в ряде стран уже в таком качестве специально выделены. У нас же по гражданскому законодательству компьютерные игры воспринимаются как ЭВМ или же как программное обеспечение. Причём в таком качестве можно зарегистрировать не всю игру, а именно софт.

Правовая защита может распространяться и на графику. Однако визуальное наполнение нужно будет защищать отдельно. Аналогично в отношении торговой марки.

При этом судебная практика показывает, что случаи заимствования отдельных элементов компьютерных игр оцениваются правоохранительной системой гораздо мягче. На Западе это может привести, как минимум, к многомиллионным искам.

-2

На Западе существует даже практика создания не очень качественных, дешёвых по вложениям в разработку компьютерных игр, которые выпускаются массово отдельными компаниями, чтобы закрепить права на конкретные идеи, приёмы, образы, классы или сюжетные повороты. Такие проекты нередко даже не выходят в широкую реализацию. Главное — это получение лицензии. Зато потом, когда другие разработчики захотят использовать конкретные приёмы, им придётся платить. Или же они получат судебный иск.

Многие компании начали активно бороться с подобной практикой. Они привлекают специалистов, которые изучают тщательно конкретные идеи, а потом просматривают рынок на предмет чего-то схожего. И если находят, то проект корректируют. Это увеличивает расходы на разработку, но позволяет не переплачивать в дальнейшем.

Кому принадлежат права на игру?

Есть ещё один немаловажный вопрос, который связан с авторскими правами. Кому именно они принадлежат: геймдизайнеру, команде разработчиков, издателю? Или же заказчику, если таковой имеется? Вопрос не такой праздный, как может показаться на первый взгляд, потому что за ним – миллионные иски.

-3

Когда геймдизайнер придумывает концепт какого-то мира или же какую-то идею, он получает права на объект интеллектуальной собственности. Остальные члены команды разработчиков получают права на то, что создано ими. Соответственно, у программиста это будут права на код, у художника – на визуальное воплощение проекта.

Если команде разработчиков заказали создание игры, то клиент обычно заключает договор, по которому авторские права переходят к нему. Именно он их будет отстаивать в случае нарушения. Он также имеет право заключать лицензионный договор, предоставлять другим право пользования, получать выгоду. Для этого и делается заказ.

В то же время команда разработчиков сохраняет право на упоминание своего авторства. Это нередко создаёт проблемы. Например, если какой-то член такой команды каким-либо образом себя дискредитировал, его нельзя не упоминать в связи с проектом. Чтобы игра перестала с ним ассоциироваться, из проекта надо буквально удалять всё, что сделано конкретным человеком.

Передача прав тоже может происходить по-разному. Одни геймдизайнеры, например, дают другим право вносить в игру какие угодно изменения. Но есть разработчики, которые передают только право на получение коммерческой выгоды. И если в такой проект кто-то вмешается, они могут обратиться в суд.

Что же касается издателя, то он обычно заключает такой же договор, который подписывается с заказчиком. Но иногда издатель выступает только в качестве продюсера и занимается маркетинговой составляющей за процент. Это сильно зависит от сути подписанного сторонами соглашения.

Что происходит при нарушении авторских прав?

Последствия от нарушения авторских прав сильно зависят от того, где находятся стороны, в рамках какого именно правового поля они выступают. Если оба – на Западе, то в таком случае нарушителю угрожает серьёзная финансовая потеря. Также заметно страдает репутация. Плагиат – это значительное нарушение. Уличённого в таком геймдизайнера могут уволить с работы и больше никогда не позвать, как минимум, ни в одну крупную компанию.

Иногда сторонам удаётся договориться. Это происходит, как правило, если ситуация с плагиатом возникла ненамеренно, что удалось доказать. Или если такое решение было принято не конкретным специалистом, а советом директоров, например. В таком случае пострадавший получает крупные отступные. С ним также могут заключить лицензионный договор.

Если нарушитель находится в России, то ситуация может для него остаться без существенных последствий. Но нужно учесть, что такую игру он не сможет выпустить на западный рынок.

-4

Вопрос авторских прав при создании компьютерной игры считается очень деликатным. Поэтому большинство крупных компаний разработчиков стараются заранее нанимать специалистов, которые смогут уберечь их от проблем в этой сфере.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.