Для тех, кто любит больше слушать, чем читать, приглашаю на мой новый канал по фотографии на YouTube. Подписывайтесь! Будет интересно :-)
Когда я только начинал фотографировать, то сталкивался с большой проблемой - я не понимал, как анализировать свои снимки. Куда смотреть, на что обращать внимание?
Вроде смотрю на фотографию. Вот не нравится она мне, но я не могу понять почему.
А уметь анализировать фотографии - это очень важный навык. Без этого навыка не понятно, что улучшать, над чем работать.
Понятное дело, что этот навык будет со временем развиваться, и опытные фотографы видят намного больше разных нюансов на фотографии, чем новички. Но неплохо придумать какую-то систему оценки, чтобы упростить себе жизнь.
Я решил, что удобнее учиться анализировать фотографию не сразу целиком, а разделять её на составляющие. Поэтому, я выделил для себя пять главных критериев оценки.
И мне действительно стало проще анализировать свои снимки, да и не только свои. Я до сих пор часто использую такое разделение, и это очень удобно. У меня даже на компьютере есть 5 папок, в которые я помещаю чужие фотографии, которые нашёл в интернете. Каждая папка посвящена какому-то одному критерию.
Итак, что же это за критерии?
Первый критерий — это техническое исполнение снимка. Здесь важно понять, как была настроена камера, какой использовался объектив, какие фильтры могли быть на него надеты. Допустил ли фотограф какие-то ошибки?
Мы видим, например, что фотография получилась нерезкой. Что это? Неверная фокусировка, слишком длительная выдержка или неправильно подобранная диафрагма?
И важно понимать не только ошибки, которые фотограф может допустить. Техническое решение снимка выбирается исходя из того, каким фотограф хотел видеть кадр.
Например, таким, таким или таким (листайте карусель, там три фотографии):
Второй критерий — композиционное построение кадра.
Композиция по сути это то, какие объекты попадают в кадр и как они взаимодействуют друг с другом.
С какой точки снимал фотограф, какую выбрал крупность плана, где разместил главный объект, а где второстепенные.
От композиции зависит, например, как будет передаваться объём на фотографии или динамика, как будут расставлены акценты.
С помощью композиционных приёмов фотограф направляет взгляд зрителя так, чтобы зритель обратил внимание на нужные детали в нужной последовательности.
Третий критерий оценки — это освещение.
Какие источники света и как освещают объекты в кадре. Направление теней, их жёсткость, контраст, соотношение освещённостей. Всё это может сильно влиять на восприятие снимка, и не меньше, чем композиционное построение.
Конечно, в какой-то степени, свет — это тоже часть композиции (это же про то, как разные пятна света располагаются на снимке).
Но освещение удобнее выделять в отдельный критерий. Потому-что работа со светом — это отдельный навык.
Освоение навыка работы со светом мне кажется очень сложным. В первую очередь потому, что там детали часто кроются в мелочах, их бывает трудно разглядеть даже опытному фотографу.
Если композиционные приёмы видны сразу, то действие света не так очевидно. Нужно много тренироваться, чтобы научиться выискивать эти едва заметные тонкости. Так что не расстраивайтесь, если у вас это будет получаться не сразу.
Рекомендую к просмотру наш большой материал про освещение в портрете.
Четвёртый критерий — обработка фотографий.
Можно выделить два направления в обработке. Первое — техническое. Дело в том, что снимок, который создаёт фотоаппарат, немного отличается от того, что мы видим в реальности. Поэтому нужно как-то привести фотографию в соответствие с нашим восприятием.
Выровнять горизонт, исправить баланс белого, поправить контраст и так далее. Листайте карусель, там 4 фотографии:
Второе направление в обработке - творческое. Что-нибудь добавить в фотографию или убрать. Начиная от простой ретуши лица, заканчивая всякими эффектами.
Листайте карусель, там 3 фотографии:
Ну и последний, пятый критерий оценки фотографий — это художественность.
Это самый запутанный критерий, его сложно оценивать, но нужно потихоньку стараться обращать на него внимание. И чем опытнее становится фотограф, тем больше внимания он уделяет художественности снимка.
То есть, фотограф в данном случае выступает, как художник, а фотография рассматривается, как художественное произведение.
Эти пять критериев оценки фотографий отражают пять основных навыков, которыми должен владеть фотограф. И нужно развивать их все.
Надеюсь мой канал поможет вам развивать эти навыки правильно, интересно и с удовольствием. Буду рад всем подпискам, лайкам и комментариям :-)
-------------------
Напоминаю, что у нас с братом ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы.