Найти тему
Дети – цветы жизни

Почему нельзя заставлять ребенка доедать до конца

Многие мамы-папы (а уж бабушки-дедушки точно) используют фразы: «Давай еще ложечку», «А теперь скушай за родителей, кошечку, собачку», «Доедай до конца, иначе останешься без конфет». Они считают, что помогают ребенку, ведь съедая целую порцию полезной еды, он получает массу витаминов и других необходимых веществ. Но, действительно ли это так? И нужно ли малышу съедать все до последней ложки, не оставляя на тарелке ни крошки?

Возможно, родители заставляют ребенка доедать каждую порцию, потому что им жалко продукты (да и потраченное на готовку время).

В семье не так много денег, не получается себе позволить выбрасывать каждый раз половину блюда. Или это еще из детства, когда был дефицит продуктов и в семье берегли каждую крошку, всегда оставляли тарелки чистыми.

Тем не менее, нужно учитывать, что ребенку требуется меньше еды, чем взрослому. Да и аппетит нельзя назвать постоянной величиной.

Сегодня ребенок съел меньше и почувствовал, что сыт. А завтра ему захочется в два раза больше. Поэтому и порция для него может оказаться огромной. И доедать он будет через силу, не наслаждаясь, а просто зная, что надо очистить тарелку. И это прямая дорога к перееданию или к тому, что прием пищи будет восприниматься как очередная обязанность. Просто надо доесть, именно сейчас, да еще и до конца.

Но ребенок сам может контролировать чувство голода.

Даже грудной малыш сообщает маме, когда пришло время перекусить. Он прикладывается к груди или бутылочке и сам же потом (когда наедается) отталкивает ее, отворачивается. Кроха понял, что ему хватит и прекратил трапезу.

Естественно, что и подросший малыш в состоянии осознать, что он хочет есть. И даже может сообщить родителям, насколько сильно он проголодался. Тогда и появится возможность скорректировать объем порции. Тут можно задействовать небольшую игру и спросить, голодный малыш:

  • как маленькая мышка, желудок у которой крошечный, да и вообще она недавно ела сыр;
  • или как тигр, который весь день бродил по джунглям и не успел даже позавтракать.
Если прибегать к шантажу и обещать крохе сладости, когда он доест суп или рагу, это тоже повлияет на его отношения с едой.

И будут они далеки от идеальных:

  • Так малыш будет воспринимать обед-ужин как промежуточный этап. Он знает, что его ждет что-то вкусное, а это не очень аппетитное в тарелке надо просто незаметно проглотить, да еще и как можно быстрее;
  • Или еще возможно, ребенок начнет ненавидеть первые и вторые блюда, ведь они разлучают его с десертом, не дают полакомиться тем, чего действительно хочется;
  • Или малыш будет воспринимать все сладости как что-то запретное. Ведь он получает их только взамен на суп с брокколи или оладьи из кабачка. Значит, в них (конфетах и пирожных) есть что-то нехорошее. А ведь он так и любит, они так сильно ему нравятся. Значит, он делает что-то плохое, если так желает их.

Конечно, не все дети такие чувствительные. Но, тем не менее, возможно, что ребенок будет сильно переживать, слыша каждый день мамины наставления. Зачастую родители не задумываются о чувствах малыша, а просто придумывают уловки (иногда не совсем правильные), чтобы накормить кроху полезной едой.

А ведь, возможно, сладкое превращается для ребенка в источник положительных эмоций.

Как взрослые думают о сочном бургере или куске острой пиццы, щедро усыпанной сыром (ну или об огромном куске торта со сливками) как о вознаграждении после трудного рабочего дня. Так и малыш может хотеть конфету или пирожное, чтобы забыть о переживаниях, которые коснулись его в течение дня. А их и у малышей может быть немало.

Здесь важно сделать так, чтобы кроха испытывал радость от общения с друзьями или родителями, совместных путешествий или прогулок. Нужно стараться побольше уделять время ребенку, интересоваться его желаниями, развлекать его, чтобы он не хотел заесть скучный день чем-нибудь вкусненьким (по его мнению).