«Впервые в России у нас в Волгограде!»
Да, именно мы, волгоградцы, вытащили счастливый билет, и первыми в России получили возможность познакомиться с творческими произведениями художников из восьми стран мира, объединёнными в выставочный проект «Квантовое искусство – антидот для выживания». На выставке, открывшейся в музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда, представлены такие виды изобразительного искусства, как живопись, компьютерная графика, художественное фото, скульптура.
Мы часто слышим выражения: «квантовая физика, квантовая механика, квантовая оптика». Теперь вот «квантовое искусство». Сегодня, говоря о квантах, обычно имеют в виду частицы (например, фотон), которые представляют собой порцию энергии. В основе вопроса лежит утверждение, основанное на теории и подтвержденное многочисленными экспериментами, что определенные величины (энергия, пространство, угловой момент) принципиально не могут быть непрерывными и являются совокупностью квантов этой величины.
Так какое оно, квантовое искусство? Знаете, оно разное, одновременно и привычное, и совершенно неожиданное; хорошо знакомое реалистичное старое и компьютерно-графическое новое; оно, квантовое искусство, порой минималистическое, порой романтическое, иногда этническое, одним словом – всеобъемлющее.
Итак, в Волгограде, впервые в России, открыта выставка «Квантовое искусство – антидот для выживания». «Выживания кого? Выживания где?», - был задан вопрос почётному гостю выставки, председателю Президиума художественного совета, Почетному члену Международной Академии Квантового искусства, Почетному доктору искусствоведения, академику Европейской академии естественных наук (г. Ганновер, Германия), профессору Григорию Гинзбургу.
И Григорий Николаевич сказал: «Тут надо подумать. Давайте порассуждаем вместе. Что такое антидот? Это – противоядие.
Жизнь среднестатистического человека сегодня наполнена комфортом. Он преодолевает дальние расстояния на личном автомобиле, самолете или поезде, его рацион состоит из разнообразных блюд, а за его здоровьем следит целая армия врачей. Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый из нас постоянно сталкивается с серьезными рисками, о которых мы можем даже не подозревать. Речь идет, прежде всего, о глобальных экологических проблемах. В их числе глобальное потепление климата и разрушение озонового слоя; загрязнение воздуха и мирового океана; уничтожение тропических лесов и опустынивание; истощение природных ресурсов и перенаселение Земли.
Вот вам и ответ на вопрос о том, кто должен выживать, и почему. Да, мы с вами, люди, человечество. Причём, я озвучил лишь несколько глобальных, то есть общечеловеческих, проблем экологической плоскости. А ведь история бросила нам вызов в виде целого комплекса подобных проблем: военной термоядерной угрозы, спектра экологических опасностей, значительного разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами и регионами, истощения природных запасов и так далее».
- Хорошо, уважаемый профессор, а как может помочь в решении столь глобальных задач квантовое искусство?
- Как видно, рисков, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Однако причина их - одна. Это потребительское отношение человека к планете, ее ресурсам, другим живым существам, ее населяющим и, более того, друг к другу.
Ни одна из вышеперечисленных проблем не решается изолированно. Их можно решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма, клетками которого мы все являемся.
Осознание сложившейся в мире ситуации является обязательным для культурного цивилизованного человека. Интересы выживания человечества требуют от каждого человека усилий в поиске путей устойчивого развития. Требуются новые идеи, концепции, сценарии, реализация которых способна ослабить глобальный кризис, угрожающий будущему каждого в отдельности и всех вместе. Переживаемые человечеством трудности порождены, прежде всего, самим человеком, поэтому основная проблема заключается в человеке. Ему необходимо измениться в духовном смысле, в противном случае катастрофы планетарного масштаба, принявшей в текущем столетии реальные очертания, не избежать. Именно это положено в основу воистину судьбоносного документа – манифеста«Квантовое искусство», созданного в 2008 году Роберто Денти, итальянским теоретиком искусства, архитектором, художником, компьютерным графиком, дизайнером.
Автор заявляет, что «основными темами квантового искусства являются выражение культурных изменений, отражающих синтез искусства и науки на мировом уровне, создание предпосылок для видения инновационного мира, направленного на формирование новых моделей жизни, новых социальных отношений в полном соответствии с новейшими открытиями квантовой механики и биоразнообразием жизни в целом».
В основе творческого художественного манифеста Роберто Денти лежит современная квантовая теория, в которой для художников главным является понятие «состояние». Ко всему, что может быть охарактеризовано как состояние, можно применить методы «квантового искусства». Художественной общественности нелегко покинуть мир визуальных образов, где вся система классического обучения и восприятия сводится к зеркальному воспроизведению наблюдаемых объектов на плоскости холста. Квантовое искусство требует нового подхода к освоению окружающей действительности, осознанного понимания видимого объекта, как точки перехода квантового мира в состояние объективной (открытой) реальности, называемые в науке процессом декогеренции. Ещё раз подчеркнём, что декогеренция – это переход из квантового непроявленного состояния в классическое. Этот переход, подмеченный, схваченный художником и отраженный на фотографии, в графической компьютерной работе, в скульптуре или на живописном полотне, и есть квантовое искусство.
Не берусь дальше приводить цитаты и рассуждения уважаемого Г. Гинзбурга, так как абсолютно не сильна познаниями в этой сугубо «физической» сфере. На мой взгляд, Роберто Денти предлагает качественно новый объект внимания для изобразительного искусства − художественное понимание видимого «открытого мира» через призму квантового галактического пространства, основанного на последних достижениях и открытиях квантовой механики элементарных частиц.
И вновь посыпались вопросы. Григорий Николаевич не пропустил ни одного, рассуждая вместе со своими слушателями, разъясняя, споря, аргументированно убеждая сомневающихся. И это после почти двухчасовой экскурсии по выставке квантового искусства!
Экскурсия. Это был настоящий мастер-класс, который дал Г.Н. Гинзбург, и подлинное открытие, погружение в суть квантового искусства для тех, кто готов стать его адептом, равно, как и для тех, кто скептически воспринимает это новое направление художественной мысли 21 века.
Может, для понимания, о чем идёт речь, лучше обратиться к художественным работам самого Роберто Денти и других художников, представленным на выставке «Квантовое искусство – антидот для выживания»? Что ж…
Новый пространственно-временной и пространственно-пластический образ демонстрирует в своих работах теоретик искусства, скульптор, художник, компьютерный график Роберто Денти. Творческие взгляды художника выразились в его скульптурных композициях «Воссоздание», «Запутывание», «Психика».
В основе двух первых скульптурных композиций Денти лежит объект, по анатомическому строению напоминающий человеческую голову. Своего рода символ - энергетический передатчик импульсов связи и приёма информации от квантовых полей. Скульптура «Воссоздание» передаёт абстрактный образ информационного потока, напоминающий извержение вулкана, застывшая лава которого образует волну в сакральной форме панциря черепной коробки живого организма. Вторая композиция − скульптура «Запутывание» состоит из двух половин голов мужчины и женщины. Между ними пространство - символ закона «единства и борьбы противоположностей», мужского и женского начал, «инь и янь» в представлении китайской философии.
Свои впечатления от посещения Москвы Роберто Денти выразил в технике компьютерной графики, в стиле квантового искусства. Картины «ГУМ в фантастическом мире» и «Храм Василия Блаженного» созданы художником как божественный венец торжества человеческого духа, парящие в эфирном пространстве в виде проекций архитектурных мысленных озарений.
Напомним, что компьютерная (машинная) графика – область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Компьютерной графикой называют также результат такой деятельности.
Наверное, двум юным экскурсантам, братьям Юрию и Евгению Петуховым, именно эти работы, выполненные в технике компьютерной графики, были наиболее интересны. Тем более, что подростки, занимаясь традиционной живописью в детской школе искусств №2, осваивает также искусство компьютерной графики. Особенно увлечён им Женя. Конечно, на ребят, как и на всех экскурсантов, произвели впечатление работы других мастеров компьютерной графики, представленные на выставке.«Осевая симметрия» и «Гравитационные поля» Ахмеда Махмуда Гоиба (директор института Ближнего Востока IAMAQ); «Город в…маяке» ГабриэллыФаббри (директор департамента истории искусств института ЕвропыIAMAQ); «Хаос» Росарио Кали Рока (директор департамента цифрового искусства института Европы IAMAQ). Каждое из перечисленных произведений, выполненное в этой технике – сочное, яркое, броское, порой, неожиданное. Как, например, упомянутый «Город в…маяке» ГабриэллыФаббри (Италия), где город – это отображение мегаполиса в свете автомобильных фар.
На компьютерно-графической картине Габриэля Кавагна (директор департамента Арт-фэнтезиIAMAQ института Европы IAMAQ), лаконично названной «Частица», кажется, что эта частица и есть тот самый первоосновной квант, давший толчок всему движению квантового искусства.
Интересны фотографии директора департамента фотографии института ЕвропыIAMAQ Александра Алалыкина (Россия) «Величие жёлтого», «Солнечный ветер» и «В сиянии жёлтого». В работах фотомастер пытается ухватить само движение, потому что изображения его очаровательных женских моделей нечётки, размыты. И это сделано специально, поскольку цель фотографа - не показ конкретного человека, а непрерывность движения.
Интересны высказывания по этому поводу участницы открытия выставки и экскурсии Григория Гинзбурга Натальи Грибановой, чей «Творческий дом», где Наталья Николаевна приобщает ребятню к изобразительному и прикладному творчеству, обосновался под крылом у МВЦ. На предложение поделиться своими впечатлениями о выставке, об её открытии и персоналиях, Наталья Грибанова сказала, что на неё произвела огромное впечатление личность самого Григория Гинзбурга – человека незаурядного, наделённого острым умом, имеющего огромный багаж знаний мирового искусства. А по поводу сути квантового искусства, его новизны, тут она готова поспорить с теоретиками квантового течения, ведь достаточно обратиться к мировому опыту, к истории искусства, ну, например, к Рембрандту.
«По своему миросозерцанию, Рембрандт Харменсван Рейн, прежде всего, глубокий реалист, - рассуждает Грибанова, - и реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты.
Однако, внимание реалиста Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображение представляется как бы окутанное воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей передачу определенного светового эффекта, Рембрандт нередко воспроизводит освещение столь фантастическое, что это дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном - происходит изображенная им сцена. Пример - известная картина «Ночной дозор».
С помощью освещения Рембрандт моделировал не только объем и форму, но и образность, и эмоциональность своих картин. Благодаря экспериментам с живописной техникой он остается учителем и эталоном для современных художников. И предметом интереса ученых, которые десятилетиями пытаются разгадать секрет его маэстрии (мастерства, искусства) и находят спрятанные под краской полотна, тайные ингредиенты его пигментов и оптические трюки».
Возрастным посетителям музейно-выставочного центра в знаковые дни открытия выставки «Квантовое искусство – антидот для выживания», среди которых было немало волгоградских художников (П.Е. Зверховский, Н.В. Пачкалов, В.Н. Шолох, В.А. Дорошин и другие), было интересно открыть для себя новое течение в искусстве – квантовое. Именно открыть, не принять, а осмыслить, что это за явление, что несёт оно в нашу современность. Им, воспитанным на традиционном восприятии и предназначении искусства живописи, а, именно, что это - творческая деятельность человека, способность к воспроизведению разнообразных явлений жизни: природы, человека, животного мира, событий из общественной или частной жизни людей…Из того, что живопись – вид изобразительного искусства, традиционно занимающий первое место в академической триаде «изящных» искусств: «живопись, ваяние, зодчество». И даже название «живопись» - производное от «живописать» - изображать живо, и жизнеподобно.С учетом вышесказанного,воспитанники классической живописной школы, принять на «ура» новое «квантовое» течение в искусстве, отвергнув прежние историю, опыт, традиции и т.д., не могут.
Понимаю, что безжалостно злоупотребляю вниманием читателей, однако, не могу не сказать ещё об одном участнике выставки, её организаторе и кураторе, Академике INTERNATIONAL ACADEMY MAQ – IAMAQ, вице-президенте Международной Академии Квантового искусства, директоре Международного Института академии Квантового искусства России Наталье Морозовой (Волгоград). Да, Наталья Анатольевна – наша землячка, пожалуй, именно это обстоятельство и сыграло главную роль при выборе места проведения первой выставки INTERNATIONAL ACADEMY MAQ в России.
Помимо того, что на Наталью Анатольевну, как на вице-президента IAMAQ, возложены колоссальные обязанности, что параллельно она занимается продвижением в мир моды новой коллекции одежды бренда «MODENARO», создателем которой является на пару с Роберто Денти, Морозова, прежде всего, художник. На выставке «Квантовое искусство – антидот для выживания» представлено 16 живописных работ Натальи Морозовой. Из них позволю остановиться всего на двух, хотя каждая из работ художника заслуживает отдельного рассказа.
Мной выбраны два портрета. Один – двойной, групповой, то есть на холсте изображены двое. Название картины непривычное уху – «Сродство. Запутанность когнатства. Квантовый портрет». На картине – две миловидные девчушки, сплетённые между собой…косой. Да, именно, косой, скреплённой каким-то особым знаком-зажимом. На картине присутствуют и другие символы: богиня цвета индигос крыльями бабочки, луна, ещё бабочки. Давайте разбираться. Из текста сопроводительного стихотворения следует, что девушки на картине – родные сёстры, вот откуда в названии картины присутствует слово «сродство», вот почему переплелись косы девушек. Но «запутанность когнатства»… Что это за когнатство такое, и с чем его едят? Когнаты (лат. cognati — «родственники») —в римском праве лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники. Поэтому родные сёстры на групповом квантовом портрете Натальи Морозовой – самые, что ни на есть настоящие когнаты, а запутанность их родства происходит оттого, что по натуре девушки очень разные. Маша в венке из роз – «земная»: «…весь мир добром объемлет. Всему живому руку помощи даёт…». Ирина в короне Эльфов, напротив «заворожённая луной». Скрепляет переплетённые в одну косы девушек славянский оберег – солнечный знак Валькирии, который носили только славянские девушки, заботившиеся о защите своего рода и семьи. Ещё одна деталь, ниже заколки-оберега косы девушек трансформируются в кровеносные сосуды, также переплетённые в силу родства сестёр.
Ловлю себя на мысли, что видела персонажей картины. Конечно, видела, ведь они были и в числе гостей торжественного открытия выставки, и в числе счастливчиков-экскурсантов, слушавших комментарии Григория Гинзбурга к произведениям квантового искусства, представленным на выставке.
Сходство двойного портрета с оригиналами поразительное, но в то же время есть существенные отличия. Портрет – не зеркальное отражение сущего, а нечто другое. Квантовое? Не знаю, но есть над чем поразмышлять.
И ещё один портрет, о котором нельзя не сказать - «Портрет В. В. Путина в арке Мироздания». Да, каждый, входящий в зал ИЗО музейно-выставочного центра, сразу же встречается с взглядом главы Российского государства, президента РФ Владимира Владимировича Путина. Лидер страны изображен на портрете в полный рост, живопись вполне реалистична. Вот только вызывают вопросы два момента. Первый – это жест президента, когда его правая рука обращена к зрителю открытой ладонью. И, второе, фон картины в виде звёздного неба, где ярко сияет одна из звёзд. Какая тут скрыта аллегория?
Автор сама отвечает на эти вопросы в этикетке-сопровождении: «Млечный путь, в котором отпечатком вечности остаётся деятельность этого человека на благо своей страны, её народа и всего мирового сообщества на Земле, раздвигает небеса, создавая арку в мироздании…яркая звезда ассоциируется с героем картины, безвозмездно протягивающем руку помощи всем страждущим…». Наталья Анатольевна пояснила на словах, что итальянцы благодарны России и президенту Владимиру Владимировичу Путину за помощь во время пандемии коронавируса.
Ну, и в заключение хочется напомнить банальные прописные истины: «Нельзя объять необъятное», а также «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (или прочитать, добавлю я).
Выставка «Квантовое искусство – антидот для выживания» будет работать до 17 октября 2020 года в музейно-выставочном центре Красноармейского района Волгограда.
Е. Серебренникова, методист МВЦ.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.