Найти тему

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ФОРМИРУЕТ ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПО И.И Х. ЭСТБЮ

Категория «Развитие и деградация личности и систем» Портала«Актуальные Управленческие Знания

«Детективная литература определенно поспособствовала созданию ошибочных представлений о том, как работает человеческая память. […]

В детективных романах и фильмах методы допроса показаны абсолютно неверно. Столь грубо вести себя со свидетелем, перебивать его на середине предложения, угрожать — так полиция не работает, если пытается узнать правду.

И зачастую авторы книг допускают еще одну грубейшую ошибку — в жизни такого попросту не бывает. Мы никогда не опрашиваем сразу двух свидетелей. По телевизору часто показывают, как следователь беседует, например, с супружеской парой. Мы бы такого не допустили. Разумеется, муж и жена дали бы показания независимо друг от друга», — говорит Хорст.

По его мнению, многие свидетели преступлений очень сильно удивятся, узнав, как мало они на самом деле помнят, если сравнивать с тем, как это преподносится в художественной литературе.

Свидетельские показания ненадежны, потому что люди очень часто допускают ошибки.

Только начав работать в полиции, я занимался громким делом об убийстве: целых четыре очевидца видели человека на мопеде. Проблема была в том, что показания очень сильно отличались друг от друга. Некоторые даже запомнили номер мопеда. Оказалось, что самое корректное описание мопеда убийцы — ныне осужденного — дал свидетель, страдающий дальтонизмом», — говорит Хорст.

Как выглядел бы сериал CSI с экспертами по психологии свидетелей? Они наверняка не совершили бы ту же ошибку, что и стокгольмская полиция, когда министра иностранных дел Швеции Анну Линд убили ножом на эскалаторе торгового центра NK. Свидетелей немедленно отвели в служебное помещение, где они вместе ждали допроса полиции.

Пятеро из них сказали, что на преступнике была куртка цвета хаки — эту информацию передали в СМИ, во все аэропорты и пограничные пункты. На записях с камер наблюдения никаких курток цвета хаки полиция не увидела. Вот что произошло: одна из свидетелей (разумеется, не нарочно) вмешалась в собственное воспоминание и представила себе куртку цвета хаки — вероятно, ассоциация показалась ей естественной. Затем она поговорила с остальными свидетелями — отсюда и пошла ошибка.

Приглашая свидетеля, полиция действует, исходя из механизмов работы памяти. Нельзя допустить, чтобы в его воспоминания вкрались ошибки. Сначала с ним устанавливают доверительный контакт. Под давлением память работает плохо.

«Подумайте, как трудно будет найти кошелек, когда вы бегаете по квартире и нервничаете, потому что у вас не получается его найти!»

Асбьёрн Раклев подчеркивает, что открытость и честность следователей — предпосылка для плодотворного сотрудничества, а кроме того, такой подход уменьшает чувство страха. Когда свидетелям становятся известны условия беседы, они расслабляются. Они больше доверяют следователю и с готовностью ему открываются.

Потому самую важную часть работы свидетели делают сами — спокойно пересказывают события. Необходимо, чтобы свидетель рассказал как можно больше о произошедшем своими словами, поделился собственными впечатлениями, не чувствуя вмешательства. Без наводящих вопросов, без манипуляций с помощью салфеток.

Делаются перерывы — рамки допроса предсказуемы. Если свидетель чего-то не помнит, иногда следователь пользуется особыми методиками, помогающими работе памяти. Самая важная из них основывается на факте, который мы выяснили во время эксперимента с аквалангистами: обстановка, в которой произошло событие, пробуждает больше воспоминаний. Свидетеля просят представить себе обстановку и саму ситуацию — иногда в его памяти всплывает больше деталей.

«Мы смотрим фотографии из новостей и изучаем прогноз погоды дня, когда было совершено преступление, — возможно, свидетель свяжет с ним какой-то факт.

Например, Уле-Эйнар Бьёрндален выиграл гонку или погода была какой-то особенной».

Уточняющие вопросы необходимо составить так, чтобы в память свидетеля не проникла новая информация.[…]

…наша память реконструирует события, а потому во всех воспоминаниях есть ошибки и белые пятна.[…]

Мы никогда со стопроцентной уверенностью не скажем про воспоминание, настоящее оно или ложное, — по крайней мере, если нет достоверной информации. Приходится жить в вечной неуверенности и делать все возможное для того, чтобы наши воспоминания не подвергались внешнему воздействию. В суде мы всегда берем за основу свидетельские показания. Наша цель состоит в том, чтобы убедиться, что содержащаяся в памяти информация максимально близка к правде».

Ильва Эстбю, Хильда Эстбю. «Это мой конёк: Наука запоминания и забывания».

++++++

«ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ» - ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ? - http://actually.pro/1732.html

ПРИЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - http://actually.pro/0809.html

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО Э.В.ЛИМОНОВУ - http://actually.pro/1722.html

МИФИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО Г.ЛЕБОНУ - http://actually.pro/1686.html

ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФЕЙКИ ПО П. КЕЛЕРУ - http://actually.pro/1730.html

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ЛОЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ ПО И.И Х. ЭСТБЮ

-2

Портал «АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ» - повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.

Facebook | Cайт | Портал «Актуальные Управленческие Знания»