Ты помнишь, как из тьмы былого,
Полузакутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас...
Заболоцкий написал стихотворение не про реальную Струйскую - та была вполне счастливой женщиной, говорят. Любящий муж, достаток, куча (реально, много) детей и общественное уважение. Заболоцкий передал свои представления о портрете. Эта нарисованная женщина - она же не вполне Струйская, живописный портрет неизбежно начинает жить своей жизнью, Оскар Уайльд не даст соврать. Может, у первоисточника, Александры Петровны, вообще не было никаких таких особенно печальных глаз, да и какая там "мгла неудач" в восемнадцать лет, хоть бы XVIII века, сочинил себе Рокотов таинственно-печальную красавицу.
Но все сочиненное художниками где-то существует на самом деле. Где-то в реальности живет такая особа с глазами, как два тумана, покрытые мглою неудач. В юности она была очень похожа на изображение Струйской, через десятилетия остались одни глаза. Кстати, никто ж не знает, как выглядела Александра Петровна в пятьдесят лет, после восемнадцати-то родов...
И надо сказать, нет ничего приятного с том, чтобы походить на печальную женщину, пусть даже и всемирно известную, про которую написано столь замечательное стихотворение. Потому что те неудачи, коих мгла, уже порядком утомили. Устает человек от неудач. Хочется уже и каких-то позитивных результатов.