Отчего-то строго структурированные сочинения при подготовке к ЕГЭ не вызывают у детей энтузиазма. Сравнивая детское восприятие задания и стадии принятия утраты Кюблер-Росс, мы обнаружили некоторые сходства.
Отрицание: «Да ничего я не думаю!»
Скажите, как часто вы задумываетесь о сохранении окружающей среды и устранении голода в Южной Африке? Скорее всего, эта тема мало знакома большинству людей или они о ней точно где-то слышали, но это было давно и неправда. В той же самой ситуации находится школьник. Чтобы написать эссе по проблеме, нужно быть знакомым с этой проблемой. Поэтому вполне возможно, что школьник действительно ничего не думает о ней. Может, стоит сначала немного о ней рассказать, чтобы появилась почва для размышлений?
Гнев: «Эта тема идиотская! Мне проще рассказать!»
Как часто вы пользуетесь письменной речью? Многие люди переписываются короткими сообщениями в чатах, отправляют официальные заявления и записки, но далеко не каждый день пишут письма и эссе. Причина, по которой ребенок должен писать сочинение, требует объяснения. Знает ли подросток, что письменная речь структурирует мышление и записка, написанная от руки или в телефоне, порой гораздо информативнее и лаконичнее, чем устный монолог? Возможно, стоит предложить сравнить первые сочинения ребенка с его сегодняшним творение? Или сравнить письмо и монолог?
Торг: «А можно на две страницы, а не три?»
Сочинение, по своей сути, свободное выражение собственных мыслей. И закономерно, что по одной и той же проблеме у одного человека мыслей много, а у другого – гораздо меньше. Важно подчеркнуть для школьника, что сочинение для ЕГЭ имеет не совсем свободную форму, а требует определённой структуры, по которой оно и будет оценено. Кроме того, торг за абзац может быть вызван тем, что словарный запас у подростка не слишком развит и выразить мысли просто нечем. Возможно, стоит предложить школьникам ознакомиться с другими текстами на схожую тему, чтобы найти новые слова для выражения собственных идей?
Депрессия и принятие: «Я это сдам и всё?»
Скажите, что вы чувствуете, когда ваш монолог встречает ответное молчание? Для всех людей приятно слышать ответ на свои мысли, высказанные вслух или письменно. Школьники не исключение, поэтому сданное в стол, пусть и учительский, сочинение не вызовет нового желания писать. Мысль другого человека невозможно измерить по пятибалльной шкале качественности, поэтому просто оценка не удовлетворит потребности подростка в обратной связи. Эту обратную связь можно дать письменно, написав короткое ответное «письмо» ребенку, или устно, обсудив сочинения в группе.
На экзамене
Мало кто любит быть экзаменованным, поэтому не нужно ждать от школьника трепетной любви к предстоящим экзаменам. Однако, если не дать сочинению превратиться в сухую ненавистную проверку, школьное отношение к экзамену заметно улучшиться.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Легальная и нелегальная коррупция в США