Перед началом сезона я упоминала, что будущие программы Ани для меня самая большая загадка (Ad astra, часть 4) и первое представление произвольной программы Ани на открытых прокатах меня слегка озадачило. Казалось, что она несколько однообразна и чересчур нагружена медитативно-минорным настроением. И вот произошла первая полная презентация программы с изменённой музыкой и, как мне кажется, то, что осталось тогда недосказанным, заключается в следующем.
Для произвольной изначально были взяты саундтреки двух разных композиторов к фильмам . Фильмы непохожие, темы разные, невозможно, да и нет необходимости искать сюжет, характер, образ, который хочет донести до нас фигуристка. Это была программа-эксперимент, программа-размышление без яркого динамического развития, когда фигурист пытается полностью сосредоточиться на музыке ради более выразительного использования языка фигурного катания, создавая при этом желаемое настроение, если удастся. И это очень трудная задача для юной фигуристки, так как при таком подходе невозможно скрыть или замаскировать слабости исполнителя ни за яркой харАктерностью, ни за необычной трактовкой известной темы, ни за сиеминутной возможностью удовлетворить определённые ожидания зрителя.
Если вспомнить Юзуру Ханью в "Отонале" (КП, сезон 2018/19), он, объясняя причины выбора музыки для короткой программы, выделял именно мастерство фигуриста, подчёркиваемое музыкой. Он говорил, что его, в первую очередь, привлекли «плавность приземлений <Джонни Вейера, который катал ПП в 2005/06>, красивые позиции на выходах, точность постановки прыжков под музыку - все это было сделано скрупулезно. И прежде всего посадка. И плавность». (интервью после открытых прокатов в Торонто - Yuzuru Hanyu: Be Myself). Для Юзуру была важна возможность "отточить" положение рук во время вращений, уловить нюансы движений под музыку, подчеркнуть плавность приземлений: "именно музыка программы заставила меня проявить внимание к каждой из этих деталей", сказал Юзуру.
Я ни в коем случае не хочу сравнивать или приравнивать Аню к Юзуру. Возможно, я не права и нет ничего подобного ни в намерениях тренеров, ни в задачах фигуристки, но я всё же скажу, что в лице Ани они имеют фигуристку, одарённую музыкально и артистически, владеющую не только экстраординарным техническим арсеналом, но и умением слышать и следовать музыке. И по-моему, выбор музыки к новой программе Ани отличается именно желанием "оттачивать" положения, движения, приземления, а также их общее выражение. Возможно, сейчас у ТШТ выросла многогранная фигуристка с тонким музыкальным слухом, с разнообразной артистической палитрой, с отменной пластикой, сложнейшей техникой и большим желанием совершенствовать эти задатки.
В этом сезоне инструментальные композиции к программам Ани (и Камилы) выбраны глубоко эмоциональные с присутствием камерного фортепиано и мощным участием струнных. В первой части Аня катается под "Утренние фрагменты" Ф.Гласса с его обманчивой простотой минимализма, пытаясь следить за работой рук, тела, ног, но здесь перед ней также стоит сверхзадача - 4ой прыжок.
И в этот раз в Сызрани 4ой Ане покорился и, кажется, не вызвал чрезмерной критики экспертов. А с моей точки зрения, хрупкая Аня вновь проявила стойкий характер чемпионки, вновь заставила охнуть зал и комментаторов. Она повторила созданный ею и Алиной эффект - эффект АА. А после выполненной задачи сосредоточилась как на относительно более лёгких элементах, так и на том, что Юзуру называет деталями, - на положении рук во время вращений, на нюансах движений под музыку, на плавности катания и приземлений. Конечно, ещё очень много работы и, тем не менее, Аня в новом теле, росте и настроении - одно из самых приятных впечатлений этого сезона.
Во второй части программы Аня катается под саундтрек к фильму "Дом тёмных бабочек" композитора Пану Аалтио. Оригинальный саундтрек "Прощение/Forgiveness" выделяется удивительно красивой оркестровкой, создающей холодную и в то же время глубоко эмоциональную атмосферу, нарастающее ощущение бесконечного простора и суровой красоты финских далей, пронизанных свежим ветром. Смогла ли Аня это воплотить? Возможно, ещё только самые начальные мотивы и, возможно, хореограф ещё добавит в программу более мощную часть этого превосходного произведения.
На открытых прокатах финальная часть программы Ани производила впечатление невыразительной, усиливала общую затяжную минорность. Выступление же в Сызрани заканчивается более яркой композицией от поп-рок группы One Republic. В песне "Секреты" звучат слова "So tell me what you want to hear ... So I'm gonna give all my secrets away". Именно эта часть песни (без слов, конечно) звучит в третьей части Аниной обновлённой программы и, я думаю, призвана придавать всей программе больше драматизма. Особенно, если учитывать, что слова песни - это не просто попсовые перепевы, а выразительная исповедь-мольба.
На мой взгляд, новая произвольная Ани требует большой работы и шлифования именно фигурно-катательного мастерства и тогда она заиграет всеми гранями. И возможно, это - честь для Ани, что именно её посчитали способной постичь эти секреты.
В заключение, если Вам интересно, можно послушать это:
Перевод введения к этому видео.
"История:
Филармонический оркестр лицея American Heritage и его директор Кейсон Браун обратились к нам с идеей и она нам понравилась. Идея была объединить в себе две вещи, над которыми мы работаем: приглашение людей на классическую музыку и вдохновение молодых музыкантов. Стивен Шарп Нельсон уже солировал с оркестром в прошлом году и ему понравились дух и талант, которые проявили члены оркестра в таком юном возрасте (13-18 лет!). Вместе мы разработали концепцию «Бетховен 5 секретов», объединив мелодию OneRepublic «Секреты» с мелодиями и моментами из всех четырех частей 5-й симфонии Бетховена.
Мы использовали 5 различных мелодий из 4 частей 5-й симфонии Бетховена (не считая перехода, который играет оркестр в середине). Попробуйте угадать, где они и откуда!"