После окончания срочной службы в 1987г. меня направили, как «гвардии рядового, но с высшим образованием» на пыльную и зеленую окраину Аксая (г.Ростов-на-Дону) на курсы офицеров запаса.
Численность Советской армии в тот период составляла 5 миллионов человек! Это была самая сильная армия в мире! А вот с офицерами в ней было плохо. Длившаяся уже 8 лет Афганская война показала, что офицеры, призванные из запаса и, так называемые, офицеры-«двухгодичники», имевшие в своих вузах военные кафедры, мягко говоря: «Никуда не годятся и совсем не хотят и не умеют воевать»!..
В мае на топком берегу Тихого Дона уже было непривычно очень жарко. Вода в реке была теплая и очень грязная. Неподалеку от берега, покосившись, стоял полузатопленный ржавый теплоходик: «Небось, с войны?»- подумал я. Наши серьезные военные преподаватели на лекциях достаточно лениво, читали нам конспекты. Но, более радостно, отвечали они на наши вопросы. Я успел, еще до армии, походить в горные спортивные походы по Кавказу и Средней Азии. Потом на срочной службе успел «порисовать» учебные топографические карты Кавказа, где Советская Армия и наша гвардейская бригада должна была воевать с «доблестной» турецкой армией, «вторгшейся» в Советскую Адыгею.
Как говорится: «Кто, о чем!.. А, Федорович, про горных стрелков в боях на Северном Кавказе в 1942г.!»
Спрашиваю я своего преподавателя-майора:
-До войны, высшее командование Красной Армии недооценивало роль горных войск в современной войне! Считало, что высокогорные перевалы Кавказа непроходимы для немецкой армии? И серьезно, кавказские перевалы, защищать не планировало?
А преподаватель-майор, чуточку подумав, мне отвечает:
-Согласен, Федорович!.. В Красной Армии до Великой Отечественной войны была на вооружении доктрина «Глубокой наступательной операции». То есть вражеская оборона подвергается массированному авиационному удару и мощной артиллерийской подготовке, прорывается пехотой при поддержке саперов. В прорыв сразу вводятся танковые и моторизованные подразделения. Они завершают окружение группировки противника, разрезают ее на части и уничтожают по частям. А на всем пути наступления по всем подходящим резервам противника, узлам связи «сталинскими соколами» наносятся авиационные удары. А мосты в глубине обороны противника захватываются воздушными десантами Красной Армии. Всё это было в Красной Армии еще с 1930-х годов… А вот сделали так немцы в 1941г. А Красная Армия смогла так только с 1944г.!
-Так, где тут «оборона горных перевалов»?- уточнил я.
-Не собралась Красная Армия воевать на Кавказе!- обрадовался наш майор,- Горные дивизии в Красной Армии всегда были! И горно-кавалерийские были еще в 1930-е годы на Кавказе и Средней Азии. Ведь горные части- это всего-навсего специально обученные и предназначенные для ведения боевых действий в горах.
К основным родам войск в них добавлены горнолыжные, скалолазные, вьючные. Горные войска оснащаются облегченным оружием, малогабаритной техникой. Артиллерия и минометы обычно специальной конструкции, приспособленные для передвижения по горным дрогам и перевозки на вьюках в разобранном виде. Инженерно-саперные подразделения оснащаются комплектами канатных дорог и разборных мостов, для наведения переправ через горные реки, ущелья и каньоны.
Горные войска способны вести боевые действия на обособленных направлениях, вне дорог, в отрыве от основных группировок своих войск. Горные войска широко применяют обходы и охваты с целью овладения господствующими высотами, перевалами, горными проходами и удержанию их,- и наш славный преподаватель шумно выдохнул, довольный собой…
-Так я что и говорю, товарищ майор!- не согласился я,- немецкие егеря достаточно легко захватили горные перевалы Кавказа. А потом до января 1943г. немцы их удерживали, отбивая с господствующих высот все атаки советских войск.
-Федорович! Так они оказались сами в ловушке. Ни туда, ни сюда! Судьба войны решалась не на высокогорных Кавказских перевалах! Где ты бродил с ледорубом до службы в армии со своими друзьями-студентами. Судьба всей войны решалась в пыльной безводной степи и в городских развалинах в Сталинграде!.. В пыльной степи под Грозным! В невысоких горах и лесах на подступах к Туапсе!.. Вот! Немцы «перли» танками! А наши храбрые гвардейцы закопались в землю! И немецкие танки расстреливали из пушек и противотанковых ружей!.. И приказ номер 227- «Ни шагу назад!»
Разгоряченный майор-преподаватель вытер пот со своего мощного лба и проложил:
-И в ДРА (ныне Афганистане) сейчас, в нашем ограниченном контингенте, нет никаких горных стрелков! Нет у горных стрелков там работы. Бои идут в «зеленке» вокруг кишлаков, вдоль дорог и караванных троп. Есть спецназ, который устраивает засады на вьючные и автомобильные караваны «душманов»… Но что это за войска я, точно, не знаю?
-Да, наверное, нет там советских горных стрелков?- согласился я.
-Да, и общая военная доктрина СССР предусматривает несколько сценариев «третьей мировой войны»! И там уж, горным стрелкам, точно делать нечего… После обмена массированными ракетно-ядерными ударами вероятными противниками… Разве что лазить по развалинам как по горной скале… Вот так, Федорович!.. Все «твои» альпийские стрелки- это всё вражеская «геббельсовская пропаганда»… Всех они «всегда побеждали», да все проиграли в чистую… «Понторезы» они несчастные!.. Прости, Господи, за выражение…
-Ничего, товарищ майор!.. Они, немцы, ко всему привычные!
20 сентября 2020г.