Это одна из первых книг автора, написанных в жанре документального романа. В нем не найти привычного "заигрывающего" стиля Мураками, столь характерного для большинства его произведений, да и композиция совсем иная.
О зариновой атаке в токийском метро 13 марта 1995 года в нашей стране известно, но, как правило, без подробностей. В ходе пяти заранее спланированных атак члены тоталитарной секты "Аум Сенрикё" вскрыли специальные пакеты с отравляющим веществом в столичной подземке. Жертвами стали 13 человек и еще 6000 пострадали. Лидер организации Сёко Асахара и непосредственные исполнители теракта были впоследствии казнены.
Мураками скомпоновал свой роман из воспоминаний пострадавших и исполнителей данного теракта. Всего в книге 62 рассказа очевидцев произошедшего. Большинство из них, как отмечает сам автор, даны практически без изменений и глубокой литературной обработки. При этом Мураками акцентировал внимание не только на самом дне трагедии, но и непосредственно на судьбах людей. Особенно это проявляется, когда речь заходит об исполнителях атаки.
Композиционно все воспоминании разбиты по поездам метрополитена. Акцент интервью делается в основном на эмоции и ощущения, что лично у меня вызвало эффект "погружения" в описываемые события. Произошедшее, как явствует из повествования, у большинства выживших вызвали своеобразное разделение их жизней на "до" и "после".
Несмотря на то, что автор, на мой взгляд, пытался максимально объективно описать то, что случилось, среди его читателей нашлись и те, кто обвинил Мураками в однобоком подходе. Тем не менее, спустя год, выходит вторая книга, посвященная атаке - "Край обетованный". В ней собраны воспоминания членов самой секты "Аум Сенрикё", раскрываются мотивы вступления в братство и их личное отношение как к лидеру Сёко Асахара, так и к трагедии в метро.
В заключении отметим, что книга действительно стоит особняком среди других произведений автора. В ней мы видим совсем другого Мураками. Свое отношение к произошедшему автор демонстрирует в последней главе, где приходит к выводу, что даже несмотря на осуждение общественности, трагедия не осознана большинством японцев. Вот какой вывод следует далее:
Некоторые из интервьюируемых мною жертв признали, что и сами они, если бы получили от своего босса указание провести подобный теракт, скорее всего, сделали бы это, если бы это было нужно для выживания фирмы...