Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Сражения между китайским и японским флотами за 10 лет до Цусимы, о которых мало кто помнит

Начало статьи здесь.

То, что в сражении у порта Асана гораздо более сильные японские корабли не смогли уничтожить слабый по сравнению с ними китайский «Цзиюань», подействовало на китайских моряков воодушевляюще, а расстрел в воде беспомощных китайских пехотинцев с затопленного транспорта вызывал желание отомстить. Так что после этого боя боевой дух китайского флота был чрезвычайно высок.

Капитан Мак-Гиффин, советник, находившийся на броненосце «Чженьюань» писал: "Не верьте тем, кто будет смеяться над китайскими матросами. Они смелы, хорошо дисциплинированы, полны рвения и будут драться с японцами, их вечными врагами, лучше, чем кто-либо".

Командующий китайским флотом Дин Жучан уже 2 августа, на следующий день после объявления войны был готов вывести свои корабли на поиски противника, но тут как всегда вмешались сухопутные крысы: по словам цинского историка Яо Сигуана, когда корабли уже стояли с поднятыми парами, готовясь отправиться к берегам Кореи на поиски японских конвоев, внезапно пришла телеграмма из Тяньцзиня с запретом на выход в море. Эскадра была вынуждена остаться на базе. А 10-12 августа китайский МИД запретил ему действовать восточнее линии Вэйхайвэй — устье реки Ялу. Так что японцы вполне спокойно могли продолжать транспортировать свои войска на территорию Кореи.

Дин Жучан
Дин Жучан

Сделали ли китайцы выводы из первого сражения? Да, и ещё какие. Частично русский флот через десять лет принял этот опыт к руководству. На всех броненосцах усилили защиту башен, обложив вокруг них мешки с углем, причем толщина этой защиты была от восьми до десяти футов. На «Динъюань» демонтировали все лишние шлюпбалки, минные катера оставлены в Вэйхайвэе, сняты бронеколпаки с барбетно-башенных установок ГК, чтобы дать свободный выход газам и осколкам разорвавшихся снарядов, решетки с вентиляционных труб, срезаны края легкого мостика. На «Чжэньюань» также демонтировали бронеколпаки, выложили барбеты из мешков с углем, сбросили за борт все дерево, которое могло гореть на палубе, растянули по палубе шланги, которые были наполнены водой от постоянно работающих помп.

Все поручни и веревочные лестницы сняты всюду, где только возможно. Койки экипажа были использованы в качестве «брони» для скорострельных орудий, а внутри надстройки уложены мешки с песком на высоту четырех футов. Палубы пролиты водой и посыпаны песком. Поскольку гидравлические системы подачи боеприпасов могли отказать во время боя, были выделены подносчики снарядов, причём не допускалось скопление боеприпасов в одном месте. Большую часть стекла из иллюминаторов вынули и отправили на берег. Корабли были перекрашены в защитный шаровый (серый) цвет.

Японские, кстати, на тот момент оставались белыми. Это японская гравюра, посвящённая бою с китайским флотом:

-2

Кстати, Дин Жучан обратил внимание на результативность различных типов снарядов и потребовал увеличить снабжение своих кораблей фугасными. И получил отказ, было доставлено лишь небольшое их количество.

Меж тем, на Корейском полуострове против китайцев действовали превышающие их количественно японские войска, беспрепятственно доставленные морем. Наконец цинское правительство поняло, что если так пойдут дела, крах неизбежен и было принято решение доставить морем одновременно около 5000 подкрепления. Корабли Дин Жучана вышли для сопровождения. Самыми мощными были два броненосца, "Динъюань" и "Чжэньюань", три броненосца поменьше, пять крейсеров, два лёгких таможенных крейсера, и как минимум два миноносца.

Японцы решили перехватить конвой, с их стороны действовали 12 кораблей, броненосцев не было, но броненосные крейсера составляли более однотипное соединение, управлять которым было гораздо проще. Впрочем, я не буду описывать весь ход сражения 12 сентября 1894 года, о нём целые книги написаны.

Первым открыл огонь "Динъюань", причём его 305-мм орудия главного калибра бабахнули так, что ударной волной были контужены несколько офицеров на мостике, в том числе и командующий Дин Жучан.

На время, пока он приходил в себя, командование эскадрой перешло к командиру броненосца Лю Бучаню. Надо сказать, что он очень неприязненно относился к Дину, но дисциплинированно продолжал выполнять те установки, которые дал эскадре командующий перед сражением. К сожалению, все снимки броненосца того времени довольно некачественные, поэтому привожу фото его копии, любовно воссозданной китайцами и являющейся музеем:

-3
-4

В итоге боя были потоплены 4 китайских крейсера, японцы не потеряли ни одного корабля, зато повреждены были все до единого. А флагманский "Масусима" наполучал столько, что был вынужден выйти из боя, а японский командующий перешёл на другой корабль. Сначала крейсер был пробит 10,2-дюймовым китайским снарядом, который убил четырех человек у левого кормового торпедного аппарата и, ударившись о барбет, разбился вдребезги. Этот снаряд пролетел очень близко от снаряженной торпеды; если бы она взорвалась, то могла уничтожить весь корабль. Снаряд, кроме того, прошел сквозь подшкиперскую и пробил цистерну для масла. 12-дюймовый снаряд с китайского броненосца попал в его батарею, сбил четвертую 4,7-дюймовую пушку со станка и, разорвавшись, поджег боезапас. Два 4,7-дюймовых орудия были полностью выведены из строя, и 90 человек офицеров и команды убито или ранено. Артиллерийский офицер, стоявший около загоревшихся боевых припасов, был разорван на куски, и впоследствии нашли только его фуражку. Корабль накренился, и на нем показался огонь. С трудом пожар удалось потушить, но корабль стал небоеспособен.

Интересный момент - если в общем числе китайцев погибло больше, чем японцев, то это за счёт утонувших вместе со своими кораблями. А вот на оставшихся на плаву соотношение другое. Китайские корабли, оставшиеся на плаву, получили 754 попадания, а японские получили всего 134 попадания. Однако китайские потери были — 58 человек убитыми и 108 раненными, а у японцев 55 убитых и 106 раненых, т.е. результативность в этой плоскости у китайцев была выше. Благодаря мощной броне броненосцев, получивших массу попаданий, которые однако не нанесли урона личному составу.

Кстати, в этом бою были ранены и иностранные советники на китайском флоте, а один, англичанин Николс, погиб. Так выглядел после боя упомянутый выше американец Мак-Джиффин:

-5

Кто же победил в этом бою? Решайте сами - китайских кораблей было потоплено больше, зато японцы первыми покинули место боя и не повредили ни одного транспорта, бывших их главной целью.

Не обошлось и без некрасивых историй. Тот самый "Цзиюань", который смог убежать от японцев в первом бою, сделал то же самое и в этом, при этом таранив другой китайский корабль. На сей раз командиру это не прошло даром и по приговору военного трибунала, утверждённого императором, Фан Боцянь был казнён.

Соединение же, возглавляемое Дин Жучаном, называвшееся Бэйянским флотом, окончило своё существование, как наша Порт-Артурская эскадра. Запертое в своей базе, Вэйхайвэй, в составе 2 броненосца, 5 крейсеров, 2 учебных судна, 6 старых канонерок, а также от 12 до 15 миноносцев, оно было в короткий срок уничтожено огнём японской осадной артиллерии и атаками миноносцев. 12 января 1895 года всё было кончено. Оставшиеся от флота броненосец "Чжэньюань", 3 крейсера и 6 канонерок капитулировали. Канонерки, броненосец, один крейсер и один миноносец после ремонта продолжили службу в японском флоте и участвовали в его составе в русско-японской войне.

Японцы гарантировали сдавшимся свободу и возможность вернуться на свою территорию ( и выполнили это обещание), а командующему китайским флотом почётную эмиграцию в Японию. Однако командующий Дин Жучан, его заместитель Лю Бучань, командир "Чжэньюаня" Ян Юнлинь, командир крепости Шан Вансэй и многие другие офицеры покончили с собой. Азия-с, да и времена были какие...

...........................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц