Найти в Дзене
Мнение

В чём гениальность "Чёрного квадрата"

Я уже писал на тему произведений искусства, которые вызывают споры на предмет того, являются ли они гениальными или заурядными. В прошлый раз я анализировал повесть Д.Сэлинджера "Над пропастью в ржи". В этой статье я хочу коснуться ещё одного произведения, на сей раз живописи— "Чёрного квадрата" Малевича.

Для начала, как и в прошлый раз, я хотел бы прояснить термин "гениальность".

Гениальность--это не мера таланта. Гениальность--это степень влияния на ход мировой истории. Очень талантливый человек--не обязательно гений, а гений--не обязательно очень талантливый человек. Для нашего дальнейшего анализа будем держать эту мысль в голове.

Так как же повлиял "Чёрный квадрат" на ход мировой истории? В данном случае мы говорим об истории мировой живописи. Для наглядности представим мировую историю человечества как историю жизни одного человека. А историю живописи--как историю того, как этот человек учился рисовать

Так вот, когда человек был совсем маленький, у него было очень мало изобразительных средств. Скажем так: у него был всего один фломастер.

Вся история живописи состоит из многих вех или эпох . В какую-то эпоху в каких-то культурах принято было изображать людей только в профиль, на каком-то этапе принято было рисовать только богов, в какой-то период времени людей принято было рисовать только в картинах, изображавших религиозные сюжеты, в какой-то момент было принято считать, что вся живопись состоит только из трёх жанров: пейзаж, портрет и натюрморт . И каждый раз появлялись люди и произведения, которые меняли эти представления, расширяли кругозор человечества и набор изобразительных средств. Как, например, Моне с его картиной "Впечатление", которая дала название и жизнь новому жанру изобразительного искусства, импрессионизму, показавшему, что лучшая картина--это не та, которая самая реалистичная, как считалось до этого.

Так в чем же гениальность "Чёрного квадрата"? А всего лишь в том, что он показал, что картиной может быть обычный чёрный прямоугольник.

Каждый раз, когда в мире живописи случается что-то новое, доселе невиданное, тот ребёнок, который в нашем мысленном эксперименте представляет всё человечество, получает новый фломастер. Каждая эпоха живописи, каждое новое культурное явление--это новый фломастер в наборе у того ребёнка. И это могут быть разные по красоте и важности фломастеры, некоторые могут и вовсе казаться ненужными и почти не использоваться. Но каждый такой новый фломастер позволяет ему рисовать картину мировой живописи более насыщенной, с большим набором инструментов и с большей степенью свободы, делать её более выразительной.

В этом и заключается гениальность "Чёрного квадрата" Малевича— это всего лишь ещё один фломастер у ребёнка по имени Человечество.

А что касается художественной ценности этого произведения— так ее в общем-то и нет. И всем тем людям, которые восхищённо разглядывают чёрный квадрат, можно сказать: "Ау! Это всего лишь чёрный прямоугольник!" Даже очень умственно отсталый человек не станет всерьёз восхищаться изображением черного прямоугольника. Так что перестаньте лицемерить, притворяясь эстетами и делая вид, что вы увидели в этой картине великую красоту—вы выглядите глупо.