Найти тему

Вслед за птицами, или Осенний Кавказ. По труднодоступным местам Чечни, на родину чеченцев

Точка на карте, к которой нет дорог — башенный комплекс Моцарой. Однако мы давно привыкли ориентироваться на местности, поэтому, увидев у пустующего КПП отворотку, сразу поняли, что это направление должно привести туда, куда следует.
Дорожка эта сразу разительно отличается от дороги на Цой-Педе: узкая, в одну машину, с резким набором высоты. Но как потом оказалось, не такой уж и резкий: выехав на перевал, мы остановились дабы послушать тишину и усладить взор красками осенних гор.

И увидели: спуск, который нам теперь предстоял, тянулся змейкой далеко вниз. Те, кто ездил по асфальту в долину Нарзанов или по перевалу Гумбаши (мы среди прочих) и думали, что тамошние серпантины просто сумасшедшие, ошибаются, всё это было просто детским лепетом по сравнению со здешними горными направлениями.

-2

Мимо проезжает брат на УАЗике, интересуясь, куда держим путь. Получив ответ, он скрывается за воротами из скал. Потом мы наблюдаем за маленькой машинкой, пока она не скрывается за очередным поворотом.
Спустя несколько минут мы тоже тронулись в путь. Не представляем, что делать, если на одном из поворотов доведётся встретить другой автомобиль. Мест для разъезда практически нет, как, впрочем, нет и машин. Кажется, что вероятность встретить здесь человека такая же, как повстречать дикое животное. При просмотре видео, кстати, была замечена то ли ласка, то горностай, перебегавший дорогу. Так что 1:1.
Между тем, этот горный район, в котором мы оказались, — Нашха считается исторической родиной чеченцев. Именно здесь в силу труднодоступности сохранились десятки полуразрушенных башенных комплексов. Их следы мы видели то на конусообразных вершинах, то далеко внизу под насыпью дороги.

-3

Кроме подъемов и спусков на пути приходится пересекать с пяток бродов: где-то это просто ручейки, а где-то настоящие реки, пересечь которые, не замочив ног, не представляется возможным. Но мы-то на машине, которая может преодолеть любые преграды.
И вот уже видны очертания башни.

-4

Крайний брод — река Никарой, еще один небольшой подъем, немного по тропе наверх и мы у комплекса. Снова отмечаем гармоничность постройки: стройный башенный силуэт словно стан горца или горянки, замершего (-ей) под впечатлением от красот окрестных гор.

-5
-6

Известно, что в XVI—XVIII столетиях поселение Моцарой принадлежало одноименной древней династии. Предка семьи звали Моцар, или Моцара. Жил он примерно в XIV веке и было у него 11 сыновей, которые и отстроили башенный комплекс.

-7

Поехали мы, было, в сторону Никароя, еще одного комплекса с уже большей сохранностью, но, немного погодя, решили возвращаться, ибо точных координат не было, а в планы вернуться из гор дотемна — были. Здесь же залили канистру с бензином, дабы более не останавливаться на маршруте обратно. Но сделать остановку пришлось, да и нельзя было не остановиться, не проезжать же мимо таких красот. Делаем стоп на площадке после подъема. Кстати, о подъемах. Проходятся легко посуху на 2-3 пониженной, в дождливую погоду ехать там одному кажется рискованным занятием. Ехать сюда на так любимых сейчас горожанами кроссоверах даже посуху — тоже. Мобильной связи, разумеется, нет, если что.
Итак, мы покидаем Нашху, чтобы снова вернуться сюда уже на следующий день.
В Шали на стоянке к нам подходят ребята из Краснодара. Общаемся, мы говорим о своих планах ехать в горы. Они, будучи в Чечне, да еще и на внедорожнике, в здешних горах не были, высказывают желание присоединиться. Недолго думая, соглашаемся.
Едем мы на Рошни-Чу, чтобы, пройдя уже обычный для этих мест КПП, подниматься по по единственной дороге в горы. Этот путь на затерянное в горах прекрасное озеро Галанчож, но мы, не получив о состоянии дороги туда до поездки никакой информации, едем только до другого природного объекта — Каменного войска.

-8

Дорога сюда не такая сложная, как до Моцароя. Видно, что проходил грейдер, ехать быстро некомфортно, мы стравливаем колеса. Поначалу набор высоты почти незаметен, но потом начинается серпантин. Для быстроты прохождения крутых поворотов с сыпучкой под колесами пользуемся пониженной передачей. В красивых местах останавливаемся для фотографирования. Все ведь знают, что обозначает знак на фото (он немного отличается от стандарта)? Такие там стоят повсеместно вдоль дороги.

-9

У самих каменных столбов дорога круто идет в гору, здесь пара рабочих на переднеприводных авто ждет КАМАЗа, который затащит их на верх. А нам беспокоиться не о чем, снимаем видео и фото, не торопясь двигаясь по серпантину.

-10
-11

Каменное войско поражает своим количеством. Казалось бы, ровные субальпийские луга, но посреди них грозно стоят острые скалы, словно стена, защищая священное и дорогое место от проникновения чужаков.

-12
-13

Машины, движущиеся среди этих останцев, смотрятся как мелкие камушки, лежащие под ногами великана.

-14

Здесь довольно активное движение: по пути, не считая рабочих, встречаем еще две машины. Одни из чеченцев приехали сюда на ночевку. Спрашиваем о состоянии дороги на Галанчож, но они ничего сказать не могут, так как сами там в этом году не бывали.

-15
-16

Как жаль, что только после поездки мы наткнулись на фото потрясающей каменной арки неподалеку, совсем чуть-чуть не доехали до нее. Остановились на расчищенной площадке с видом на войско и долину, откуда мы приехали. Поразительно, мы сейчас выше облаков, над нами синее-пресинее небо, такое, какое оно бывает только золотой осенью.

-17

Так что это был не последний выезд в горы Чечни, доедем мы и до арки, и до Галанчожа, и до труднодоступного водопада, координат которого у нас нет и мы знаем только его приблизительное местоположение.
Чечня — это красивейшие горы, это неизведанные места, это дикая природа, это мир, который каждый раз преподносит приятные сюрпризы. До встречи, любимая республика. До встречи, друзья! А пожелание нам всем от великого Далай Ламы в немного измененном нами виде: «Много раз в год бывайте там, где вы никогда не были».

-18
-19