Найти тему
ProBelarus.by

“Проезд 5 копеек”. В Витебске работает уникальный музей трамвая

Говорим “Витебск” и сразу же вспоминаем Марка Шагала, “Славянский базар” и батончики “Витьба”. А что еще? Оказывается, в городе работает музей истории электротранспорта, который в народе называют музеем трамвая. Пора наведаться туда и узнать все секреты витебского трамвая.

Почему Витебск?
В этом городе появилась первая на территории современной Беларуси трамвайная линия.

Все началось еще в 1896 году. Когда в Греции проходила первая в современном мире Олимпиада, в Витебске был заключен контракт с французом Фернаном Гильеном о запуске электрического трамвая.

К тому моменту электротранспорт был запущен всего в нескольких городах Российской империи - Киеве и Нижнем Новгороде. Причем, в Киеве трамвайное движение запустила немецкая компания Siemens. Да, та самая.

В Витебске, напомним, контракт был заключен с Гильеном, который получил право использования трамвайной линии на 40 лет вперед. В обмен на это французский подданный должен был построить линию за собственные деньги.

Трамвай в Витебске запустили уже в 1898 году. К слову, в Москве первые линии появились в 1899 году, а в Минске трамвай появился после революции, в 1929 году.

Но вернемся в Витебск. Помимо самой трамвайной линии в городе появилась электростанция огромной по тем временам мощности - в 425 кВт. Это была настоящая удача для губернского города.

-2

Благодаря трамваю в Витебске появилось освещение. Электричества хватило для административных и военных учреждений, суда, гостиницы и лазарета.

Трамвайная линия в Витебске была прибыльным бизнесом для его владельцев.

Но затем произошла революция, и трамвай в Витебске оказался в руках государства.

Советский трамвай в Витебске
С 1917 года трамвай в Витебске стал народным. В то же время в городе жил невероятный Шагал и супрематичный Малевич, работала целая группа художников-авангардистов.

-3

Эти яркие люди ездили по городу на дребезжащих вагонах, ловко запрыгивая на подножку в любом месте.

В то время проезд в городском трамвае стоил 5 копеек, ученики в нарядной школьной форме могли заплатить всего 3 копейки. Дети до 5 лет могли проехать на трамвае бесплатно.

Для справки: за 15-16 часов работы в 1920-е годы платили 50-60 копеек.

-4

Интересно, что водители ездили стоя до 1928 года, и только в этом году появились сиденья. Тогда же были, наконец, застеклены вагоны трамвая, были установлены буферные огни.

В период войны движение трамваев в Витебске было фактически уничтожено. Только часть оборудования и вагонов удалось эвакуировать на Урал.

После войны трамваи в городе появились в 1947 году. Движение удалось запустить благодаря работникам депо и неравнодушным горожанам - они помогали восстанавливать линии, выходили на субботники и воскресники, и в итоге трамвайчики снова забегали по Витебску.

-5

К сожалению, в 1950-1960-е годы от трамваев начали отказываться. Их посчитали шумными и несовременными. И в Витебске количество маршрутов сократилось - в 1963 году были убраны рельсы на Комсомольской улице.

Тогда же началось быстрое развитие троллейбусного движения в Витебске, но это другая история. А мы продолжаем “трамвайные заметки”.

-6

Сегодня в Витебске действует 7 маршрутов, еще в 1998 году их было 9. Один из трамвайных маршрутов был закрыт в июле 2020 года, и, похоже, вагончиков на рельсах будет еще меньше.

Хотите узнать больше о трамвайном движении в Витебске? Тогда вам в музей на 5-й улице Фрунзе, 7.

Учреждение работает по будним дням, его посещение необходимо согласовывать заранее по телефонам: +375 212 60-15-20, +375 29 714-33-39.

Читайте также:

  • Туристический потенциал Беларуси
  • Виды туризма в Беларуси: экологический, агротуризм и санаторный
  • Виды туризма в Беларуси: культурный, религиозный и военно-исторический
  • Соглашение о взаимном признании виз подписано. Почему это важно для туризма Беларуси и России?

    Больше информации о Беларуси на туристическом портале
    ProBelarus.by - все об отдыхе и туризме в Республике Беларусь.

Понравилась статья? Ставьте лайк👍 и подписывайтесь на наш канал!