Гемисферектомия – очень редкая операция по удалению половины большого полушария звучит как какой-то страшный эксперимент злого ученого или пытка в Древнем Китае. Удивительно, но факт, человек после гемисферектомии сохраняет память, навыки и, в целом, свою идентичность.
Первая гемисферектомия была проведена аж в 1888 году на собаке немецким физиологом Фридрихом Гольцем. На людях первая попытка свершилась в 1923 году нейрохирургом Университета Джона Хопкинса Уолтером Дэнди. Испытуемый мужчина страдал от опухоли головного мозга, и после операции прожил три года, пока рак его окончательно не забрал.
Джон Фриман, современный нейрохирург того же американского университета, утверждает, что успех операции зависит от аккуратности вырезания именно половины– ни больше, ни меньше.
Гемисферектомия для многих пациентов – последняя надежда. Так, в 1938 году после операции у 16-летней девочки полностью прекратились припадки, а сегодня такое лечение применяется для людей, страдающих от множественных припадков каждый день. Иначе они бы не выжили, когда недуг перешел бы на соседнее полушарие.
Хирургически, операция может быть выполнена двумя способами: полушарие удаляется либо полностью, либо частями, а пустота заполняется спинномозговой жидкостью через день-два. После реабилитации можно бегать, прыгать, танцевать и, в целом – вести нормальную жизнь, но при этом рука, противоположная удаленному полушарию, отказывает, и иногда теряет зрение один глаз.
«Чем младше наш пациент, тем меньше проблем у него будет с речью» - говорит Фриман. В его клинику и обращаются в основном самые мальенькие пациенты, и младшему из оперированных было всего три месяца. У большинства детей припадки проходят, что очень позитивно влияет на успехе в школе, а многие, как вспоминает Фриман, после всех бед прекрасно учатся в университете и даже выигрывают спортивные соревнования. Есть, однако, маленький процент тех, кому лечение не помогает, и припадки возвращаются. В этом нет вины хирургов, просто болезнь затронула и другое полушарие тоже.
Как речь, характер, и все другие черты распределены по двум частям мозга, остается совершеннейшей загадкой, над разрешением которой работает команда исследователей. Возможно, это произойдет скоро, а может, и не на нашем веку, ведь в мозге больше клеток и больше связей между ними, чем звезд в обозримом космосе, что значит, у ученых еще много-много работы.
Подпишись на наш канал, чтобы узнавать новое об этом мире каждый день.