Очень много споров я вижу вокруг темы русского исторического костюма. Одни говорят - "нет, врёте вы все", другие - "шили так, а не эдак", третьи и вовсе считают, что одежда была какая-то однотипная по всей территории государства. Но надо понимать, что в разных уездах, в разное время, да даже в разных, расположенных недалеко друг от друга, селах, одежда отличалась. Разнилась она и в крое и в вышивке.
Я расскажу, какую одежду носили мои пра-пра-пра... Я уже писала краткую историю о своей малой родине, начиная с крепости, опираясь на архитектуру того времени (ссылка внизу). Другая же не менее важная сторона культуры - это одежда.
Но начну с оговорки, что канал этот создан для тех, кто делает что-то своими руками. Поэтому этот обзор наверняка пригодится рукодельницам, занимающимся реконструкцией исторического костюма.
Зарождение облика
Когда в 1647-м году на Среднем Дону была поставлена крепость, названная Коротоякской, туда были переведены на ПМЖ (как сейчас говорят), дети бояр. Это были военные люди невысоких чинов, получившие после переселения статус - однодворцы.
Жизнь на границе значительно отличалась от северной части Московского государства. Представить себе трудно, как людям пришлось привыкать к новой обстановке. Мне кажется, что это было с родне ссылки.
Одежда моих предков несколько отличалась от одежды южных великоруссов. Из поколения в поколение основные её формы южно-великорусской культуры изготавливались традиционно, но порой приобретали какие-либо более продвинутые новые элементы. Облик же однодворческой одежды Коротоякского уезда, в связи со своим происхождением, принял элементы московской культуры.
Формы женской однодворческой одежды
Рубаха
Рубаха - основной традиционный элемент русской одежды. В Коротоякском уезде она не была однотипной. В разных селениях крой её отличался. Примечательно то, что рубахи имели свое название по крою. Сегодня это называют трендом. В каком селе их больше всего носили, такое название они получали.
Например, рубахи, популярные в селе Голдаевка, называли голдаевскими или сшитыми по-голдаевски. Особенность кроя - состоит из 4-х холщовых полотнищ со швами спереди, сзади и 2-х по бокам. Цельные рубахи перестали шить к концу 19 века.
Как шить голдаевскую рубаху, я расскажу в отдельной статье.
На праздничном варианте рубах в древности была обильная геометрическая вышивка черной шерстью. К 20-му столетию она морально устарела. Молодежь такое уже не носила.
Понева и юбка
Понева была самой популярной и единственной поясной одеждой в Коротоякском уезде тех времен. Разновидности у поневы имелись также, как и у рубахи. Но выделялись два основных вида: голдаевская и мастюгинская.
В своей научной статье Н. П. Гринкова пишет, что вышивать поневы стали только в середине 19-го века "лет 20 тому назад". Конкретный период не упоминается. До этого носили поневы без вышивки.
В основном поневы шили из темно-синей ткани в клетку. Но опять же, в разных селениях могли отличаться цвета полос, размер клеток. На это влиял состав материала, метод изготовления и способ окрашивания ткани.
Понева эта шьется из 4-х полотнищ. Пятое полотнище - одноцветная прошва. Праздничная и будничная прошвы отличаются цветом и тканью. Длина поневы до пят. На такую поневу уходило аж 5 метров ткани. Она была такой широкой со складками, что сидела подобно кринолину.
Смотрелось пышно. Женщину в этом одеянии называли "лапушистая баба". Это комплимент модной красавице.
Поневы имели разную вышивку. Этим сильно отличались будничные от праздничных. В среднем женщина должна была иметь 10 праздничных понев в своем гардеробе. Но их не шили постоянно новые. В основном они передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Самая "крутая" понева называлась сукман. Она расшивалась особенно богато. Сукман надевали в церковь или на свадьбу.
Незамужние женщины носили юбку. Обычно полосатую красного цвета.
Завеска
Это праздничный элемент одежды. Материал для неё покупали. Изготавливалась она из красного кумача и сатина с украшением из черного или серебряного шнурка. Встречалась и из шерстяной ткани зеленого и малинового цветов.
Хвартук (передник)
Так его называла и моя бабушка, не из интернета бравшая историю о своих предках. Второе название передника - запаска.
Верхняя одежда
Шушпан по некоторым источникам считается основной верхней одеждой. Однако, исследования института истории материальной культуры выявили иное. Следов шушпана в этой местности было обнаружено очень мало. Видимо носили их редкие жители и очень давно - в старину (так местные говорили).
Халат - этот вид верхней одежды носили наряду с шушпаном. Примечательно то, что это одновременно и женская и мужская одежда. Разница лишь в том, что у женского халата больше клиньев, и застегивался он на левом боку.
Ластик - этот предмет верхней одежды носили молодые девушки. Он являлся выходным нарядом. Старшее поколение ластики не надевали.
Головной убор
Однодворки удаленных от Коротояка сёл не в полной мере отдавали дань московской моде. Но заметно, что какие-то принципиальные элементы присутствуют в праздничных нарядах.
Кокошник надевали исключительно в торжественных случаях. Исследователи называют его единственной формой одежды, связывающую женскую одежду отдаленных сел с типичной однодворческой.
К сожалению, это старое фото не может передать всю помпезность головного убора - цвет, блеск, перелив лент и прочее.
В более старые времена кокошники носили молодухи и женщины до 15 лет после замужества. Позднее их стали носить лишь по воскресеньям, праздникам и первый год после замужества, до 1-го ребенка.
Сорока. Не везде носили кокошники. Типичным головным убором южно-великорусских женщин была сорока (в некоторых источниках "сАрока").
Кичка - повседневный женский головной убор. Позже на смену ей пришел платок.
Обувь
В некоторых селах Коротоякского уезда лаптей не плели и не носили. Предпочитали ходить босиком или шили обувь из кожи. В других же наоборот изготавливали лапти как повседневные, так и праздничные.
Лапти. Да, да! Лапти, оказывается, бывают еще и праздничными. Носили их с суконными онучами, переплетенными черными шерстяными оборками. При наматывании выглядело, как сплошной черный носок.
Кожаная обувь: коты - грубые открытые туфли, черевики - закрытые туфли с цветными завязками. Их носили с белыми плотными чулками, которые не подвязывали.
В краеведческом музее Коротояка представлен экземпляр реконструкции исторического костюма. Но об этом я расскажу вам в следующий раз.
Возможно вам будет интересно прочесть краткую историю местечка на Среднем Дону, некогда бывшим окраиной Московского государства.
Чтобы найти все статьи по нужной теме, перейдите по хештегам: #молния: история #молния: полезная информация #молния: сельская жизнь
Если понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Мастерская Xev. Здесь вы найдете много интересного, а впереди будет еще больше.