Найти тему
Navygaming Channel

Торпеды за первые 46 лет своего существования - эволюция в русском флоте

Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.

Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)

3. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Развитие торпедного оружия в России до первой мировой войны. Краткий разбор эволюции торпед и их ТТХ (1866-1912 годы)

Как нами было рассмотрено в целой серии публикаций в с 1868 года до1912 года тактико-технические характеристики торпед непрерывно улучшались, что не удивительно. Это было связано, главным образом, с «общим фоном технического прогресса», на котором происходило развитие торпедно­го оружия. Если касаться ключевых направлений в совершенствовании торпед, то в первую очередь последовательно повышалось давление воздуха в воздушном резервуаре торпеды. Затем было реализовано внедрение «сухого», а позже и «влажного» подогревов воздуха в подогревательном аппарате. Было достигнуто повышение КПД поршневого двигателя торпеды, повышение КПД гребных винтов и совершенствование гидродинамических характеристик корпуса. При этом не отставала и боевая "составляющая" нового оружия - непрерывно росла масса боевого зарядного отделения, а масса гиро­скопа и других приборов управления уменьшалась. Предлагаем вам провести небольшой анализ динамики роста тактико-технических характеристик торпедного оружия в рассматриваемый пе­риод.

Русский миноносец "Исполнительный" у Ревеля
Русский миноносец "Исполнительный" у Ревеля

Рассмотрев и исследовав все доступные нам источники мы составили обобщенную таблицу,в которую включили тактико-технические характеристики тор­пед, начиная с 1866 и заканчивая 1912 годом, то есть годом создания наиболее совершенной торпеды русского флота - типа 45-12 - основной русской торпеды первой мировой и гражданской войн. Обратите внимание в таблицу мы включили как первичные данные, полученные из различных источников, так и данные, полученные расчетным путем (по формулам).

Таблица с данным по ТТХ торпед, полученными из имеющихся источников
Таблица с данным по ТТХ торпед, полученными из имеющихся источников

К примеру, во второй части таблицы (поля 10-15) включены данные полученные опытным путем и расчетным путем с использованием специальных формул.

-3

Так, Относительная масса взрывчатого вещества рассчитывался по формуле:

-4

Этот параметр эквивалентен известному критерию эффективности для ав­тономных транспортных средств (относительная масса полезной нагрузки). Торпеда, где относительная масса взрывчатого вещества (в процентном отно­шении) выше, является более совершенной в инженерном и тактическом отно­шениях.

Параметр Транспортная производительность характеризует эффективность торпеды как транспортного средства, предназначенного для перемещения полезной нагрузки (т.е. заряда взрывчатого вещества) из точки старта в точку встречи со своей целью (т.е. ко­раблем противника).

-5

Та торпеда, где показатель транспортной производитель­ности будет выше, является более совершенной в инженерном смысле, т.е. у нее более экономичный двигатель и больший запас энергии, выше КПД греб­ных винтов и более совершенные обводы (меньшее гидродинамическое сопро­тивление).

Подводная лодка Александрова
Подводная лодка Александрова

Параметр Энерговоруженность торпеды параметр характеризует эффективность двигателя торпеды и условий его размещения и работы на борту транспортного средства (т.е. в данном слу­чае торпеды).

-7

Та торпеда, где показатель энерговооруженности будет меньше, окажется более совершенной как инженерное транспортное сооружение.

Параметр Запас энергии характеризует абсолютную величину запаса энергии, нахо­дящейся на борту торпеды, необходимой для обеспечения работы ее двигателя во время прохождения всей дистанции (до исчерпания запаса энергии).

-8

Та торпеда, где запаса энергии больше (то есть больше давление воздуха в резервуаре, лучше сталь, из которой сделан резервуар, более калорийное жидкое горючее для работы подогревательного аппарата), окажется более совершенной как ин­женерное транспортное сооружение.

Параметр Относительный запас энергии торпеды характеризует эффективность торпеды с точки зрения удельного обеспечения энергией каждого килограмма массы торпеды. Та тор­педа, где относительный запас энергии меньше, является более совершенной.

Как видим, в таблицах приведены тактико-технические характеристики 15 образ­цов торпед Русского Императорского флота. Помимо торпед, принятых на воо­ружение в русском флоте (торпеды с 3-го по 15-й образец), вне­сены две первые торпеды Р. Уайтхеда под номерами 1 и 2, что сделано для сравнения их с более поздними образцами. Торпеда И.Ф. Александровского в таблицы не вошла по причине ее резкого конструктивного отличия от тор­пед, разработанных по технологии Р. Уайтхеда. Попробуем,хотя бы приблизительно проанализировать имеющиеся данные.

Как видим, в Русском Императорском флоте до 1904 года применялись торпеды калибра 381 мм, а после 1904 года применялись 450-мм торпеды. Торпеда калибром 533-мм образца 1917 года так и не была изготовлена до революции, поэтому мы ее не рассматриваем.

Рассматривая эволю­цию длины торпед отметим, что самая короткая первая торпеда Р. Уайтхеда имела длину 3,53 м, отношение ее длины к диаметру составляло l/d=9,26. Самая длинная торпеда - это торпеда образца 1876 г., имела длину 5,73 м, отношение ее длины к диаметру составляло l/d=15,04. Обращает на себя внимание тот факт, что не­зависимо от калибра длина среднестатистической торпеды является величиной постоянной и равной 5,5 м (т.е. разработанной под 17-футовый торпедный ап­парат), что, конечно, обусловлено уже требованиями, предъявляемыми кораб­лестроителями к торпедному оружию.

Эволюция изменения длины торпед  русского флота 1868-1912 гг
Эволюция изменения длины торпед русского флота 1868-1912 гг

На следующем графике показана графическая зависимость, иллюстрирующая эволю­цию массы торпед. Самая легкая - первая торпеда Р. Уайтхеда - имела массу 135 кг. Самая тяжелая - торпеда типа 45-12 - имела массу 810 кг. Масса торпед связана с их диаметром (калибром) и развивалась по годам скачкообразно. Пер­вый качественный скачок от 135 до 330 кг произошел при переходе от калибра 356 мм к калибру 381 мм. Второй качественный скачок от 430 до 648 кг про­изошел при переходе от калибра 381 мм к калибру 450 мм. Третий качествен­ный скачок от 665 до 810 кг произошел в пределах калибра 450 мм за счет уве­личения длины торпеды типа 45-12 до 5,58 м по сравнению с торпедой образца 1910 г., имевшую длину 5,2 м. В промежутках между скачками масса торпед увеличивалась линейно и монотонно, например с 1871 по 1898 г. (то есть за 27 лет) масса торпед возросла с 330 до 430 кг (на 100 кг), а в период с 1904 по 1910 гг. масса торпед возросла с 648 до 665 кг (изменилась мало).

Эволюция изменения массы торпед  русского флота 1868-1912 гг
Эволюция изменения массы торпед русского флота 1868-1912 гг

Следующий показатель ТТХ - скорость хода торпед. Самая тихоходная - первая торпеда Р. Уайтхеда -имела скорость хода 8 уз. Самая быстроходная (в базе данных) - торпеда типа 45-12 - имела скорость хода 43 уз. Четырнадцать типов рассматриваемых торпед (кроме торпеды типа 45-12) здесь аппроксимированы одной прямой у=0,58х-1068,34. Из графика (представлен ниже) следует, что скорость среднестатистической торпеды с 1866 по 1910 гг. (то есть за 44 года) возросла с 13,94 до 39,46 уз (на 25,52 уз).

Составные части торпеды Уайтхэда для изучения в Минных классах (г.Кронштадт)
Составные части торпеды Уайтхэда для изучения в Минных классах (г.Кронштадт)

Первый качественный скачок в росте скорости хода (с 6 до 24 уз) на­блюдается при переходе от первой модификации торпеды Р.Уайтхеда ко вто­рой ее модификации. Он обусловлен резким увеличением мощности двигателя торпеды с 13,6 до 40,8 л.с, а также переходом к более совершенным обводам. Второй качественный скачок скорости хода торпед (с 38 до 43 уз) произошел при переходе от торпеды образца 1910 г. к торпеде типа 45-12. Он тоже обусловлен резким увеличением мощности двигателя от 100 до 135 л.с. за счет применения более совершенного подогревательного ап­парата с «влажным подогревом» воздуха.

Динамика изменения скорости торпед  русского флота 1868-1912 гг
Динамика изменения скорости торпед русского флота 1868-1912 гг

Обратим внимание на эволю­цию массы взрывчатого вещества (ВВ) в торпеде. Первая торпеда Р. Уайтхеда имела массу боевого зарядного отделения (БЗО), равную 8 кг. Масса БЗО торпеды 45-12 уже составила 100 кг. Следовательно, на изучаемом отрезке времени с 1866 по 1912 гг. (за 46 лет) масса БЗО увеличилась в 12,5 раза. Характер имею­щихся данных (график ниже) позволяет ограничиться одной линейной аппрок­симацией. Скачок массы БЗО торпед между точками 5 и 6 (от 40 до 80 кг) не связан с изменением калибра или каким-либо другим техническим параметром торпеды. Он скорее связан с возросшими тактическими требованиями к тор­педному оружию, так как водоизмещение броненосцев в этот период непре­рывно возрастало (и уже перевалило за 10000 т), поэтому требовалось бо­лее мощное БЗО для их гарантированного поражения.

Эволюция массы ВВ в боевой части торпед  русского флота 1868-1912 гг
Эволюция массы ВВ в боевой части торпед русского флота 1868-1912 гг

Если рассчитать и визуализировать эво­люцию относительной массы взрывчатого вещества в торпедах (расчет по формуле), то здесь (как и ранее с БЧ) можно ограничиться одной линейной аппрокси­мацией, которая позволяет сделать один важный вывод. Для торпедного ору­жия в период с 1871 по 1912 годы относительная масса взрывчатого вещества в торпеде есть величина почти постоянная и равная (в пределах статистического разброса) 10 - 15%.

Динамика изменения относительной массы ВВ торпеды  русского флота 1868-1912 гг
Динамика изменения относительной массы ВВ торпеды русского флота 1868-1912 гг

Если проанализировать динамику изменения мощности двигателя торпед, то самый слабый двигатель (13,6 л.с.) был у первой торпеды Р. Уайтхеда, что не удивительно. Самый мощный двигатель (135 л.с.) - у торпеды типа 45-12. Мощность двигателя (как и в случае с массой торпед) связана с их калибром и развивалась скачкообразно. Первый качественный скачок с 13,6 до 40,8 л.с. произошел при переходе от калибра 356 мм к калибру 381 мм и связан с изо­бретением П.Брозерхудом своего эффективного звездообразного пневматиче­ского двигателя. Второй качественный скачок с 50 до 80 л.с. произошел при пе­реходе от калибра 381 мм к калибру 450 мм, а третий скачок от 100 до 135 л.с. (как уже отмечалось) произошел за счет применения в торпеде типа 45-12 более совершенного подогревательного аппарата с «влажным подогревом» воздуха. В период с 1871 по 1898 гг. мощность двигателя торпед возрастала монотонно от 40,8 до 50 л.с. (выросла на 9,2 л.с. за 27 лет), а в период с 1904 по 1912 гг. мощность росла более быстрыми темпами от 80 до 135 л.с. (выросла на 55 л.с. за 8 лет).

Динамика изменения мощности двигателя торпед за указанный период
Динамика изменения мощности двигателя торпед за указанный период

На следующем рисунке показана графическая зависимость, иллюстрирующая эволю­цию параметра энерговооруженности торпед, полученного по формуле (см.выше). Энерговоору­женность первой торпеды Р. Уайтхеда составляла 0,137 кВт/кг, а энерговоору­женность торпеды типа 45-12 составила 0,227 кВт/кг. Как видно имеет место довольно большой разброс значений этого параметра, поэтому на всем протяжении временной оси сделана общая линейная аппроксимация. Та­ким образом на протяжении временного отрезка в 46 лет энерговооруженность среднестатистической торпеды возросла от 0,127 до 0,208 кВт/кг (на 0,081 кВт/кг), что незначительно отличается от абсолютного прироста между точками 1 и 15 (0,09 кВт/кг за 46 лет).

Эволюция энерговооруженности торпед русского флота 1868-1912 гг
Эволюция энерговооруженности торпед русского флота 1868-1912 гг

Непосредственно с мощностью и энерговооруженностью торпед связана и их дальность. Первая торпеда Р. Уайтхеда имела самую малую дальность хода 200 м, а самой дальноходной торпедой из 15 рассматриваемых (2000 м) была торпеда типа 45-12 (что вполне логично). Дальность хода торпеды, обозначенная в ее формуляре, зависит как от технических показателей совершенства ее конструк­ции, так и от предъявляемых тактических требований (например, точность удержания заданного курса на всей дистанции).

Динамика изменения дальности хода торпед (2000 м) русского флота (1868-1912 гг.)
Динамика изменения дальности хода торпед (2000 м) русского флота (1868-1912 гг.)

В связи с этим, а также потому, что дальность хода торпеды измерить было достаточно трудно, то в паспортные данные торпеды заносились, как правило, величины, удовлетворяющие глав­ным образом тактическим требованиям. Это положение подтверждается тем большим статистическим разбросом значений дальности хода торпед, которые мы видим на графике, однако все же явно наблюдаются два качественных скачка в начале и в конце временной оси. Первый скачок дальности хода от 200 до 650 м наблюдается при переходе от первой ко второй модификации торпеды Р. Уайтхеда. Он связан с целым рядом объективных причин (больший калибр, более совершенная конструкции и др.), о которых сказано уже довольно много. Второй качественный скачок от 1000 до 2000 м мы наблюдаем при переходе от торпеды образца 1910 гг. к торпеде типа 45-12, что (как это уже отмечалось) было достигнуто за счет более совершенной энергоустановки этой торпеды. В период между качественными скачками с 1871 по 1910 годы дальность хода сред­нестатистической торпеды монотонно возросла от 610 до 930 м, что составляет 320 м за 39 лет.

На следующем графике приводится графическая зависимость, иллюстрирующая эво­люцию показателя транспортной производительности торпед.

Эволюция транспортной производительности торпед русского флота до 1912 года
Эволюция транспортной производительности торпед русского флота до 1912 года

За 44 года (то есть с 1866 по 1910 гг.) этот параметр вырос от 1,6 до 100 кг-км (в 62,5 раза). Ка­чественный скачок транспортной производительности торпед со 100 до 200 кг-км произошел в 1912 году при переходе от торпеды образца 1910 года к торпеде типа 45-12. Рост произошел из-за увеличения дальности хода (тоже в 2 раза), так как масса БЗО у этих торпед была одинаковой и равной 100 кг.

Если представить графически зависимость, иллюстрирующая эволю­цию запаса энергии торпед, то можно обнаружить, что запас энергии тоже связан с калибром торпеды и имеет по оси времени три качественных скачка.

Эволюция запаса энергии торпед русского флота до 1912 года
Эволюция запаса энергии торпед русского флота до 1912 года

Первый скачок с 0,18 до 0,439 кВт-ч (в 2,43 раза) произошел при переходе от калибра торпеды 356 мм к калибру 381 мм. Второй скачок от 0,411 до 0,70 кВт-ч (в 1,73 раза) произо­шел при переходе от калибра 381 мм к калибру 450 мм. И последний, качест­венный скачок от 1,045 до 2,439 кВт-ч (в 2,34 раза) произошел в пределах калибра 450 мм при переходе от торпеды образца 1910 года к торпеде типа 45-12. Обращает на себя внимание тот факт, что на отрезке с 1871 по 1898 гг. (на протяжении 27 лет) абсолютный запас энергии торпед оставался практически постоянным и равным 0,41 кВт-ч. Этот факт объясняется тем, что торпедо-строители в этот период пользовались только энергией сжатого воздуха (без подогрева), и только позже применение подогревательных аппаратов, рабо­тающих на углеводородном горючем сначала с «сухим», а затем и с «влажным» подогревом воздуха, позволило увеличить запас энергии. Это хорошо видно на отрезке времени с 1904 по 1912 годы, когда запас энергии вырос с 0,77 до 1,045 кВтч (в 1,36 раза).

Следующий график показывает эволю­цию относительного запаса энергии торпед.

Эволюция относительного запаса энергии торпед русского флота до 1912 года
Эволюция относительного запаса энергии торпед русского флота до 1912 года

Здесь переход от абсолютных еди­ниц измерения к относительным, как и в случае с энерговооруженностью, привел к увеличению статистического разброса значений. Поэтому на всей протяженности оси времени мы ограничились единой линейной ап­проксимацией рассматриваемого параметра (за исключением точки 15), которая явно показывает на наличие качественного скачка. Начиная с 1866 по 1910 гг. (за 44 года), относительный запас энергии увеличился с 0,00133 до 0,00157 кВт-ч/кг, торпеда типа 45-12 имела уже 0,00308 кВтч/кг, то есть превзошла торпе­ду образца 1910 г. в 1,96 раза.

В заключение следует отметить, что наблюдаемый на графиках качественный скачок в тактико-технических характеристиках торпед был достигнут в России в основном за счет внутренних резервов. По сравнению со своей же торпедой образца 1910 года торпеда типа 45-12 обладала значительно лучшими тактико-техническими характеристиками

Торпеда образца 1910 года: скорость -38 узлов, дальность хода 1000 м, мощность двигателя - 100 л.с., Энерговооруженность - 0,205 кВт/кг.
Торпеда типа 45-12: скорость -43 узла (рост на 13%), дальность хода 2000 м (на 100%), мощность двигателя - 135 л.с.(35%), Энерговооруженность - 0,227 кВт/кг. (на 10,7%).

Мы понимаем, что текст получился довольно большой, и вероятно не все читатели его осилят, с другой стороны, может быть, нас не обвинят в том, что мы искусственно увеличиваем количество публикаций, разбивая ее на небольшие части. Но все же следует подвести итог как этого сравнения, так и общего хода внедрения торпед в русском флоте. При этом постараемся подчеркнуть роль русских инженеров и офицеров, трудами которого русский флот получил на вооружение мощное оружие.

По нашему мнению И.Ф. Александровский впервые в мире изобрел и даже (пусть не в пол­ной мере) реализовал боевую систему «подводная лодка - пусковое устройство - торпеда», которая по требованиям середины XIX в. была вполне удовлетвори­тельной.Причина неудачных испытаний торпеды И.Ф. Александровского заключа­лась в непонимании им роли системы управления торпедой. Он пытался управлять только глубиной хода торпеды при помощи двух гидростатов, в то время как на торпеде Р. Уайтхеда было реализовано управление не только глу­биной хода торпеды, но и управление ее дифферентом. При разра­ботке проекта своей торпеды И.Ф. Александровским был использован ряд не­ оптимальных (даже для своего времени) проектных решений: носовые горизонтальные рули были лишними; резервуар сжатого воздуха находился внутри корпуса торпеды, в то время как на торпеде Уайтхеда резервуар сжатого воздуха - это и был сам корпус.

Нельзя забывать и вклад других русских офицеров: К.Б. Герна (создание системы «торпе­да - пусковое устройство - боевой носитель» (а именно принцип подвески тор­педы под днище подводной лодки), использованный впоследствии многими изобретателями при создании сверхмалых торпедных подводных лодок в 40-х годах XX века; А.И. Шпаковского ( создание первой в России реактивной торпеды, конструкция и опытный образец реактивной торпеды, не имеющей аналогов за рубежом; формула реактивного топлива «ракетный состав Шпаковского»; конструкция многозарядного торпедного аппарата «револь­верная система с 4, 5 или 6 снарядами»; аккумулятор давления (газогенератор) для торпед (вместо воздушного резервуара); Данильченко ( торпеда с турбинным двигателем, работающем на пороховых газах, технологии получения газа высокого давления, альтернативная техно­логия получения сжатого воздуха).

В период 1876-1912 годы в Российском флоте был сделан ряд изобрете­ний и нововведений: устройство для задания торпеде криволинейной (спиральной) траектории движения с целью увеличения вероятности попадания в цель; конструкция торпеды, управляемой по проводам (приводится реконструкция данного принципа); разработан светящийся состав с целью нанесения его на «мушки» прице­ла для стрельбы в ночных условиях; разработаны правила эксплуатации торпедного оружия в условиях низких температур.

Хотелось бы обратить внимание, что мы отметили факты, опровергающие
версию о том, что русский флот находился в полной зависимости от поставок торпед заводом Р. Уайтхеда.
ПОДЧЕРКИВАЕМ, мы не заявляем, что Р.Уайтхэд не играет роли и Россия со всем справилась своими ресурсами. Но как часто бывает, после крупного изобретения, оно или осваивается развитыми странами или так и остается "иностранным" продуктом для импорта, до сих пор большое количество стран мира закупает иностранное оружие, не имея возможности производить его у себя на месте. Пройдя период освоения в России наладили собственный выпуск торпед. Средний годовой выпуск крупнейших производи­телей торпед в России заводов Обуховского и Г.А. Лесснера достигал соответственно 70 и 95 единиц. Кроме этого торпеды в России производились Крон­штадтскими и Николаевскими минными мастерскими. Всего в России произво­дилось до 250 торпед в год.

Несмотря на то, что в основу конструкции торпед русского флота была положена конструкция торпеды Р. Уайтхеда, русские офицеры и инженерно -технический персонал внесли большой вклад в ее усовершенствование: изобретен и испытан русским офицером И.И. Назаровым отечествен­ный подогревательный аппарат, работающий на спирте; усовершенствован русским офицером лейтенантом Страховским гироскопический прибор торпеды (введено устройство угловой стрельбы); лейтенантом Н.Н. Азаровым изобретен и внедрен на флоте прицел для стрельбы торпедами, решающий задачу «торпедного треугольника»; в гироскопический прибор торпеды введено устройство для воздушного запуска ротора и для дополнительного дутья на ротор («волчок») гироскопа; в конструкцию инерционного ударника торпеды введена предохрани­тельная вертушка; офицерами Степановым и Елисеевым разработан прорезатель противо­торпедных сетей с кольцевым ножом, получающим энергию от порохового за­ряда.

В развитии русского торпедного оружия можно выделить следующие этапы: 1865 — 1876 гг. попытки создания отечественной торпеды; 1876 - 1889 гг. закупка и освоение торпеды Р.Уайтхеда; 1889 - 1904 гг. производство, освоение и усовершенствование торпеды Р.Уайтхеда на русских заводах; 1904 — 1918 гг. отказ от поставок заграничных торпед. К Первой мировой войне русский флот был полностью независим от иностранных поставок в торпедном оружии, чтобы не говорили, и это не "ура-патриотизм", а реальное положение дел.

Подготовка торпеды к бою на эсминце "Новик"
Подготовка торпеды к бою на эсминце "Новик"

Но на создании непосредственно торпеды процесс ее внедрения на флотах, в том числе и русском флоте, не закончился. Требовались устройства для применения торпед, и об этом мы предлагаем вам поговорить в дальнейшем. Спасибо, что выдержали эту "стену текста", иначе было просто нельзя.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц