За многие годы ученые историки и любители выдвинули множество версий о причине случившейся катастрофы. Самые толковые говорят, что причина в комплексе причин, которые мы и попробуем разобрать в данном посте.
Для начала упомянем, что население цивилизованной Ойкумены непрерывно росло по мере введения в оборот новых земель, рост площадей обеспечивали высокие технологии. Имея обученных специалистов по ирригации и квалифицированных управленцев, государство могло проводить грандиозные проекты в жизнь- с помощью вооруженных бронзовыми инструментами работников. Как и добыча полезных ископаемых продолжалась все глубже и глубже, шахты крепились, рабы откачивали воду, шахтеры добывали руду. Проблема в том что чертовы ученые придумали экспоненту!
На данном графике мы видим типичную картину производства чего угодно в нашем мире, пускай будет анобтаниум, на коротком промежутке времени. Анобтаниум можно добывать долгое время вкладывая 1 тонну для получения трех на выходе, а можно в два раза быстрее, но вкладывая в добычу уже четыре тонны редкого минерала. К примеру, такие графики (естественно в разы сложнее этого примитива) строят сегодня нефтедобытчики для определения поставок необходимого оборудования на скважину. Наш теоретический минерал с Пандоры можно заменить любым земным аналогом. Будь то рост урожайности зерновых, поднять с 15 до 30 легко, попробуйте поднять с 85 до 100 центнеров с гектара или повышение скорости движения поездов, когда каждый последующий шаг повышения дается все с большим трудом и вложением ресурсов.
Но в реальности надо учитывать еще кучу факторов изменяющих начальные условия. Тогда на арену выходит еще одно творение неуемных ученых - S-образная кривая.
Эта зависимость показывает развитие процесса на длительном участке времени. Этот график и стал тем камнем на который налетел набирающий ход локомотив цивилизации 3226 лет тому назад, а эпические последствия катастрофы назвали Бронзовый коллапс.
Если объяснить простыми словами, то у объединенного средиземноморья просто не хватило ресурсов поддерживать сложившуюся систему. Шахты, которые обустроили для добычи меди уже ушли на глубину сотен метров, это хозяйство требовало содержания и присмотра. Причем сотни людей занятых в процессе добычи металла и дальнейшего производства бронзы не могли заниматься ничем другим, их требовалось обеспечить едой, жильем, инструментами, выстроить логистику снабжения. Разделение труда великих держав Бронзового века это обеспечивало.
Но представим, что случится с шахтой, если выключить её из «общемирового» процесса. Крах. Уже через несколько месяцев закончится еда для рабочих, а отсутствие работ по откачке воды и креплению свода приведет к разрушению рудника в течение нескольких лет. Следующий, связанный торговыми связями, поселок металлургов останется без сырья и работы и повторит судьбу предшественника. Это как костяшки домино, валящиеся одна за другой, причем каждая толкает не одну следующую, а несколько. Это то, что назвали синергетический эффект, когда сумма факторов действующих на процесс взаимно усиливают друг друга.
Механизм недавнего финансового кризиса показал, как это работает на практике. Не самый важный банк прекратил выдавать кредиты, за ним другой и по цепочке - падающие костяшки системы превратили экономику мира в тяжко заболевшего инвалида.
Ученые до сих пор бьются, что послужило основным фактором начала кризиса, но к ответу не пришли до сих пор. Хотя ответ лежит на поверхности, и многие историки говорят не главный фактор, а все факторы.
Здесь как всегда непонимание проблемы за пределами специализации, экономисты обвиняют во всем разрушение торговли, военные историки справедливо указывают на военные вторжения народов моря, еще одни трясут сохранившимися документами и графиками осадков говоря – очнитесь! Была страшная засуха и голод. Они все правы, это комплекс причин. Ни одна из них не являлась критичной для выживания древнего мира, но совместный синергетический эффект превзошёл запас прочности системы.