Многие почему-то склонны осуждать действия Сталина в момент начала Великой Отечественной войны.
Людям кажется, что "отец народов" слишком медленно принимал решения об отражении нападения на Советский Союз. Однако это не так.
К примеру, маршал Советского Союза А.М. Василевский дал точную характеристику роли Сталина в войне:
"О Сталине как военном руководителе в годы войны необходимо писать правду.
Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в сущность дела и подсказывать военные решения".
Существует также любопытный документ, в котором чуть ли не до минуты указано, что делал Сталин, и с кем он общался в тот день. Этим документом является журнал посетителей кабинета Сталина.
Из журнала следует, что Сталин был в своем кабинете уже в 5 час. 45 мин. утра, то есть уже через час после того, как первые немецкие самолеты пересекли границу Советского Союза.
На тот момент, а именно в 5 час. 45 мин., 22 июня 1941-го года, в кабинете Сталина уже были другие важные лица: В.М. Молотов, Л.П.Берия, С.К. Тимошенко, Л.З. Мехлис и Г.К. Жуков.
О чем именно они говорили - догадаться не трудно. Тем не менее, имеет смысл уточнить, что В.М.Молотов отвечал за международные отношения, Л.П Берия являлся наркомом внутренних дел СССР и одновременно заместителем председателя Совнаркома.
Л.З Мехлис был заместителем Л.П. Берия и начальником главного политического управления РККА.
С.К. Тимошенко являлся наркомом обороны СССР. Г.К. Жуков на тот момент был начальником Генштаба РККА и заместителем С.К. Тимошенко.
Все эти люди имели прямое отношение к ситуации, а не потому, что им удалось как можно раньше прибыть на прием к Сталину. В таком составе они совещались вплоть до 7 час. 30 мин.
Позже к ним присоединился товарищ Г.М. Маленков, который отвечал за кадры в партии, а также А.Я. Вышинский, юрист и заместитель В.М. Молотова. Еще через 15 минут после них прибыл Ар. И. Микоян (брат А.И. Микояна), который являлся главным авиаконструктором в стране.
Перечисленные партийные деятели оказались первыми, кто отреагировал на начало войны. Известно, что в тот день совещания у Сталина проходили без перерыва. Одни члены правительства и партии уходили и вновь возвращались в кабинет, другие - подтягивались со временем. Этот процесс продолжался до 15 час. 30 мин.
Судьбоносное совещание закончилось в 16 час. 45 мин. Последним, кто покинул кабинет Сталина после совещания был Л.П. Берия.
Интересно, что накануне начала войны, а именно 20-го и 21-го июня, в кабинете Сталина тоже проходили непрерывные совещания. Начинались они вечером, после 18 часов, и заканчивались уже в полночь.
Подобные совещания в кабинете Сталина проходили вплоть до 28-го июня.
Из этого следует, что Сталин никуда не отлучался, не пасовал перед внезапно свалившейся на него войной и умел привлекать только тех, кто непосредственно мог повлиять на ход войны в те непростые дни.