"Под Кенигсбергом есть громадные подземелья. Древние форты соединены с современными командными пунктами тоннелями. Они ведут также к важнейшим загородным объектам - подземным мастерским и заводам, госпиталям и нефтехранилищам. Многочисленные сокровища, в том числе Янтарная комната, спрятаны в подземельях…"
Из повести Марка Баринова "Вилла Эдит".
В детстве, приезжая летом к бабушке в Брянскую область, я любил рассказывать друзьям про подземный Кенигсберг. Говорил, что в Калининграде, где я живу, на самом деле два города - надземный и подземный. В подземном - длинные и запутанные тоннели, заводы с оборудованием, склады с оружием. И, что самое главное, там, в этих обширных подземельях ниже уровня моря, до сих пор живут немцы. Врал - страшно! Но пацаны мне верили. Или делали вид, что верят, я теперь не знаю.
Да я и сам во многое верил. Конечно, не в немцев, но в существование подземного Кенигсберга - с тоннелями, складами и танковыми заводами - верил точно. Просто считал, как и все мои друзья-земляки, что сейчас этот "нижний город" затоплен и попасть туда не получится при всем желании. Хотя я пытался. У нас был небольшой садовый участок и на нем находилось немецкое бомбоубежище. Затопленное. Мне страшно хотелось туда нырнуть и посмотреть, что скрывается в глубине, в черной бездне. Но акваланга у меня, конечно, не было, к тому же вода там была такая холодная, что я никак не мог решиться на обследование. Но однажды летом на ступенях обнаружил ржавую монетку с прусским орлом и после этого понял: надо действовать. Разделся, стал спускаться по ступеням в воду, потом мысленно пожелал себе удачи и нырнул вглубь. Не знаю, на что я наделся, в темноте все равно бы ничего не увидел, но... Слишком велика была моя страсть к неизведанному.
Моя подводная экспедиция продолжалось несколько секунд. Я ткнулся головой о стену, зацепил ногой какую-то железяку, развернулся под водой и подталкиваемый, как сейчас понимаю, лавкрафтовским ужасом (а вдруг я тут навсегда останусь!) вылетел наружу. Даже не замерз в ледяной воде. Пацанам сказал, что наткнулся на скелет фрица в каске и дальше исследование продолжать не мог.
- Да, надо нам где-то искать акваланг, - веско произнес мой друг Павлик, - потому что немца надо доставать. Там и шмайсер рядом должен быть.
Подземный город для нас, мальчишек, был жутко интересной, секретной и даже табуированной темой, потому что взрослые нам про это почти ничего не говорили. Может, потому что сами толком ничего не знали. А мы питались слухами. Говорили, например, что после войны немцы предлагали нам отстроить Кенигсберг, но взамен просили то, что спрятано под землей.
Мне это, кстати, рассказывал старший приятель Юра, который вообще любил всякие кенигсбергские тайны. Еще он долго нам вешал лапшу про замурованного в стене соседнего дома эсесовца.
- Вот чувствуешь, как пахнет? - спрашивал он, когда мы проходили мимо этой стены.
- Да, странно как-то...
- Это трупы так пахнут. Немецкие!
И мне хотелось раздобыть что-то наподобие гидравлического молота, раздолбить эту стену и во всем убедиться. Но не случилось.
Это было давно, много лет назад, но подземный Кенигсберг продолжает будоражить умы не только детей, но и взрослых. Калининградский историк-мистификатор Сергей Трифонов уже два десятка лет ищет под землей легендарную Янтарную комнату. Он не сомневается, что она спрятана где-то в подземелье. Вернее, он даже знает, где. Последние годы Трифонов, подключив к делу своего сына Родиона проводит исследования в бункере Отто Ляша - последнего коменданта Кенигсберга, того самого который подписывал акт о капитуляции города-крепости 9 апреля 1945 года. Последнее, что нашел Трифонов, - это бункер, который находится под бункером Ляша, то есть еще глубже в земле. И он, этот второй бункер, разумеется, затоплен. Исследователь теперь не сомневается, что Янтарная комната находится именно там.
- Мы увидели угол ящика со свастикой, - рассказывал журналистам Трифонов. - Это она! Комната! Наконец-то!
Серьезные люди Трифонову не верят ни на йоту. По официальной версии, подземного Кенигсберга не существует, потому что не может существовать. Город стоит в таком месте, где грунтовые воды подходят очень близко к поверхности и поэтому строить какую-либо подземную инфраструктуру крайне непрактично. Уж немцы, считающие каждую копейку, должны были обратить на это внимание.
Однако обилие подземных бомбоубежищ в городе (в том числе и того, в которое я нырял в детстве) эту версию слегка опровергает - если надо было, то строили. Примерами более грандиозного подземного строительства, чем бомбоубежки, могут служить обширные подземелья под Южным вокзалом (до войны он назывался Хауптбанхоф) или железнодорожный тоннель под площадью Победы, в который выходят несколько таинственных дверей, сегодня замурованных. Наконец, весь город Калининград, вернее, его подземную часть пронзают несколько старых коллекторов, которые строились больше 100 лет назад и имеют такой диаметр, что вполне могут сойти за тоннели.
Хотя коллекторы - это, конечно, ерунда. Есть и куда более интересные феномены. Сохранились документы, которые доказывают о существовании подземного хода из Фишхаузена (сегодня Приморск) до Пиллау (Балтийск), проходившего через замок Лохштедт. В апреле 1945 года во время наступления Красной армии на Пиллау гарнизон Лохштедта яростно сопротивлялся и, как говорит историк Сергей Якимов, ссылаясь на данные допросов военнопленных, боеприпасы в замок подвозили по узкоколейке, проложенной под землей. То есть не просто подземный ход, а подземная железная дорога! Кстати, ожесточенное сопротивление гарнизона Лохштедта заинтересовало наших уже после войны. Не Янтарную ли комнату они там так лихо защищали? В замке провели масштабные раскопки с помощью экскаваторов, уничтожив то, что оставалось после войны от кирпичной цитадели XIII века. Янтарную комнату, понятное дело, не нашли.
Но Лохштедт далековато от Калининграда, а таинственные подземелья есть, как оказалось, в самом центре бывшего Кенигсберга. Я своими глазами видел. В середине нулевых на деньги немецкого журнала "Шпигель" проводились раскопки в подвалах Королевского замка. И что вы думаете? Археологам посчастливилось наткнуться на подземный ход, который вел куда-то на юг - в сторону острова Кнайпхоф, где находится Кафедральный собор. Увы, обследовать ход почему-то не стали, а, показав журналистам, поспешно засыпали землей.
Почему? Загадка.