Найти тему
Музыкант о музыке

Правила хорошего вокала или петь может каждый

Оглавление
Ваш покорный слуга)
Ваш покорный слуга)

Занимаясь вокалом уже третий год, я сделал для себя основной вывод: петь может научиться каждый. То, что говорят про отсутствие слуха или голоса - байки. Слух можно развить, голос можно раскрыть, было бы желание и хороший преподаватель. Желание у меня было, с преподавателем тоже повезло. Однако есть определённые правила, которые необходимо соблюдать каждому вокалисту, если он хочет добиться действительно качественного результата. Об этих правилах я и хочу рассказать.

Петь нужно только "на опоре"

Самый важный аспект в пении - это дыхалка. Было забавно осознать, что до того, как я пошёл заниматься пением, я неправильно дышал! Большинство людей набирают воздух грудью, что в корне неверно, если вы хотите получить на выходе мощный и ровный звук. Петь "на опоре" - это набирать воздух в живот (ещё говорят "в пятки"), не совершая при этом лишних движений (некоторые расправляют грудь, чуть ли не становятся на цыпочки), т.к. они сбивают вашу опору, а также отнимают драгоценное время. Правило вроде бы простое, но именно с этим элементарным действием возникают проблемы почти у всех вокалистов, пока оно просто не войдёт в привычку.

Петь нужно "перед собой" а не "внутрь себя"

Второе важное правило - воздух должен всегда быть "перед вами", а не гулять внутри вашего рта. Всегда "вытаскивайте" звук наружу, не "заваливайте" его внутрь, представьте, что ваш голос - это поток, который выходит из вас и идёт на слушателя ровной линией. Особенно эта проблема касается басистов и баритонистов, которые пытаются создать более басовый и густой звук, оставляя его в ротовой полости. Однако на выходе получается скорее неразборчивый гул, чем пение. Из этого важного правила вытекает следующее.

Открывайте шире рот

Ещё одна банальность, которая необходима для получения качественного звука. Казалось бы, что проще - открыл рот нараспашку и ори себе. Однако очень многие вокалисты то ли стесняются, то ли забывают об этом, и в итоге звук не выходит изо рта полностью, наталкиваясь на зубы, на сжатые губы, что как раз создаёт проблему "заваливания", о которой я говорил в предыдущем пункте. Не стесняйтесь открывать шире рот, даже если это кажется смешным. Чем шире открыт рот - тем сильнее и объёмнее ваш голос.

Артикуляция

Мало просто широко открывать рот - необходимо чётко проговаривать каждый звук, который вы поёте. Если ваши губы практически неподвижны, то все звуки будут похожи друг на друга, что приведёт к смазанности и нечёткости вашего голоса. Чётко обозначайте губами всё, что вы поёте, даже если это романс, где вы хотите показать нежность тлт размышления лирического героя.

Громче - не значит быстрее, а тише - не значит медленнее

Это часто происходит автоматически, но когда нас просят спеть медленнее или быстрее, то мы поём тише или громче соответственно, и наоборот, когда просят громче - мы ускоряемся, когда тише - замедляемся. От этой привычки нужно отказываться в обязательном порядке и тренировать независимость темпа от громкости звучания.

Внимательно изучайте текст песни перед исполнением

Как можно исполнять композицию, не понимая, что хотел нам сказать её автор? Да, я согласен, что каждый человек может найти в любой песне что-то своё, близкое именно ему, но, несмотря на это, необходимо вычленить из текста песни основную мысль не просто всего произведения, но каждой строчки, чтобы во время исполнения правильно расставить акценты. А вот отсюда мы переходим к следующему правилу.

Филируйте звук

Филировка - это, пожалуй, основной приём, который используется вокалистами для "оживления" композиции, превращения монотонной и однообразной мелодии в произведение искусства. Если говорить упрощённым языком, то филировка - это когда вы тянете один звук, но при этом уменьшаете (диминуэндо) или увеличиваете (крещендо) его силу. Короче говоря, когда вы то начинаете петь громче, то наоборот, поёте тише. Звучит очень просто, однако для грамотной филировки необходимо уметь держать высоту звука (не соскакивать с ноты вниз или вверх), что приходит далеко не сразу. К тому же кто сказал, что у вас будет много времени для филировки? Во множестве композиций необходимо сделать одну или даже несколько филировок в течение нескольких секунд. Не успели и всё, момент испорчен, мысль строки или даже целого предложения потеряна. Очень важный, но очень сложный приём.

Не "бросайте" звук

Ни в коем случае не обрывайте звук, особенно когда поёте долгие ноты. Это непрофессионально и очень заметно. Если вы тянете долгую ноту и понимаете, что дыхание на исходе, то нужно применить один из двух приёмов - максимально усилить звук перед его окончанием, либо аккуратно (ВНИМАНИЕ! АККУРАТНО, А НЕ РЕЗКО) начать его ослаблять, но это во многом зависит от стиля композиции, от того, какую мысль вы хотите передать данным приёмом. В дополнение к этому совету могу сказать - когда уходите со звука, то сохраняйте нужную ноту, потому что очень частая ошибка при втором приёме (диминуэндо) - это когда вы расслабляете дыхалку и начинаете фальшивить, что сразу режет слух.

Я перечислил главные моменты, которые позволят вам грамотно, именно грамотно, овладеть искусством пения. Не бывает ничего невозможного, петь может каждый, всем удачи, и хорошей музыки)

Пение
3339 интересуются