Найти тему
Кирилл Вишнепольский

От амазонки до капота: жизнь последней императрицы России в её платьях

Супруга Николая II Александра Фёдоровна не была ни светской львицей, ни королевой стиля. Но она была женщиной того времени, когда для каждого случая полагалось иметь отдельную форму одежды. Так что покопаться в гардеробе последней российской императрицы — отличный способ разобраться, как была устроена жизнь обеспеченной дамы 120 лет назад.

Костюм-амазонка

Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны). Англия, Лондон, мастерская Höhne & Co., 1893-1894 гг. Сукно, шелк. Экспонат Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны). Англия, Лондон, мастерская Höhne & Co., 1893-1894 гг. Сукно, шелк. Экспонат Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса, четвёртая дочь Великого герцога Гессенского Людвига IV и герцогини Алисы, родилась 6 июня 1872 года в Дармштадте. После эпидемии дифтерии 1878 года, в которой погибли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, принцесса большую часть времени жила в Великобритании у бабушки (даже так — у Бабушки, это ведь была не кто иная, как сама королева Виктория). Воспитание юной леди включало в себя и уроки верховой езды — вот так в гардеробе Александры Фёдоровны появился классический английский костюм-амазонка.

Женщины тогда садились на лошадь специальным образом, обе ноги — на одну сторону от корпуса лошади. Поэтому, обратите внимание, правая сторона юбки костюма-амазонки была длиннее левой.

Костюм-портной и другие варианты серьёзного выхода в люди

Рубеж XIX–XX веков — время стремительной эмансипации женщины, вхождения прекрасной (но до тех пор недооценённой) половины человечества в экономическую и социальную жизнь. Конечно, встал вопрос о деловой одежде для дам. Учительницы, секретарши, стенографистки использовали комплект из темной юбки и закрытой белой блузки. А что делать, если дама — крупный руководитель?

Ответ дал английский кутюрье Джон Редферн, разработавший для принцессы Александры Датской (будущей королевы Великобритании), женский костюм с жакетом на основе мужского сюртука. В нём Александра проехалась по Европе со своим мужем, принцем Уэльским (будущим Эдуардом VII), обеспечив новинке шумный успех. Профодежду назвали taylor suit (от англ. taylor — «мужской портной»), а в наших краях термин переиначили в «костюм-портной».

Сорти-де-баль

Представьте, вы — светская дама конца 19 века, и собираетесь ехать на бал. На вас нечто воздушное, вычурное — тюль, шелк, шифон, блестки. А на улице минус тридцать и воют волки. Надеть шубу, бесповоротно смять розовое облако? Есть выход из этого тупика: накидка без рукавов, иногда с очень широкими рукавами. Она так и называется — sortie de bal (фр. «выход на бал»).

Впрочем, Александра Фёдоровна, в отличие от своей свекрови и предшественницы на ответственном посту (Марии Фёдоровны) балы не любила. Так что в коллекции Эрмитажа я нашёл только четыре её бальных платья. Одно из них (как полагается, воздушное и вычурное) — в фотогалерее под sortie de bal.

Вечерние платья

На чёрно-белых фотографиях вековой давности Александра Фёдоровна смотрится строго (чему очень способствует замкнутое выражение лица — никогда не видел императрицу улыбающейся до ушей). Но изучение коллекции Эрмитажа вдруг открыло, что её вечерние платья были каких-то невозможно весёленьких расцветок. Слишком нарядные для помазанницы Божией, на мой неискушённый вкус. А ещё эти жуткие розочки...

Но специалисты объяснили мне, что в конце 19 века с дамами вдруг случилась такая мода — они стали одеваться как дешёвые клоунессы. Что ж, видимо, в каждом столетии случаются свои восьмидесятые — помните наши, с розовыми батниками и накладными плечами?

Костюм для беременной женщины

За первые десять лет в браке Александра Фёдоровна родила пятерых детей — большой труд, особенно при её слабом здоровье (о здоровье — в следующей главке). Но женщина её положения — даже «в положении» должна быть элегантна. Судя по моде, первый костюм из двух в этой подборке был сшит для императрицы в то время, когда она ждала свою третью дочь, Марию Николаевну (родилась в 1899 г.)

«Кофта с баской, обшитой снизу воланом из брюссельского игольного кружева point de gaze; длинный рукав с небольшой буфой наверху. Воротник-стойка обшит шифоном, берта из шифона с буфой наверху и складками внизу обшита воланом», — эрмитажное описание этого ансамбля звучит как дьявольское заклинание. Изнутри костюма с обеих сторон сделана шнуровка для увеличения объема с течением беременности.

Капот

Капот императрицы Александры Федоровны. Россия (?), 1912-1914 гг. Панбархат, шекловый плюш, кисея, кружево, шелковый шнур, аграмант. Экспонат Государственного Эрмитажа
Капот императрицы Александры Федоровны. Россия (?), 1912-1914 гг. Панбархат, шекловый плюш, кисея, кружево, шелковый шнур, аграмант. Экспонат Государственного Эрмитажа

В этом домашнем платье из панбархата цвета увядшей розы (каков образ!) императрица проводила целые дни после рождения наследника, когда ее здоровье окончательно пошатнулось. Проблемы с ногами беспокоили Александру Федоровну с юных лет. Крестцовопоясничные боли у еще молодой девушки, как предполагают, носили наследственный характер. Поэтому дома Александра Федоровна много времени проводила, лежа на кушетке (вот в этом самом капоте), а на прогулку в парк Николай часто возил её в инвалидной коляске.

И ведь знаю, что императрица из неё вышла неудачная, а всё равно жалко обоих — и Аликс, и мужа её.

Николай II катает жену по дорожкам Александровского парка в Царском селе
Николай II катает жену по дорожкам Александровского парка в Царском селе