26 ноября 1914 года разношерстная революционная армия под командованием генерала Франсиско «Панчо» Вилья, подошла к городу Дуранго – столице одноименного мексиканского штата. Армию Вильи сопровождала странная по тем временам парочка с киноаппаратом – знаменитый впоследствии американский кинорежиссер Рауль Уолш и его оператор Хенни Ауссенберг. Именно они сняли первую в истории военную кинохронику.
Кино и война
Это была первая в истории кино попытка снять реальные боевые действия. Работали Уолш и Ауссенберг для компании Mutual Film Corp. выдающегося режиссера и пионера американского кино Дэвида Гриффита.
Панчо Вилья был тогда командиром Северной дивизии и каудильо северного мексиканского штата Чиуауа. Его нападение на Дуранго было частью похода на Мехико в стремлении возглавить революцию, которая с 1910 года расколола нацию. Беженцы рассказали Вилье о сильном федеральном гарнизоне в Дуранго. Он послал свою кавалерию, вооруженную современными винтовками, окружить гарнизон и отрезать ему путь к отступлению.
Когда кавалерия разделилась и двинулась на фланги, пехота приготовилась к лобовой атаке. Пеоны в рваной одежде выстроились в три длинных боевых шеренги и атаковали с рвением, явно отсутствующим среди более нарядно одетых федералов.
Как только солдаты Вильи перелезли через стены и прорвались через главные ворота, битва за Дюранго закончилась. Уолш и Ауссенберг вошли в Дуранго вместе с пехотой Вильи под свист пуль, перепрыгивая через тела павших бойцов. Кое-что им удалось снять, он главную битву они пропустили.
Уолш решил, что ему нужно восстановить историю. Он попросил одного из офицеров Вильи уговорить генерала снова проехать через городские ворота с его победоносными войсками, кричащими и стреляющими в воздух. Вилья был в восторге от этой идеи.
Режиссер и генерал
С 1912 по 1960-е годы Рауль Уолш снимался как актер, был режиссером или продюсером почти 150 фильмов. О по праву входит список величайших режиссеров Голливуда. И все же самым невероятным был его первый фильм, где главную роль исполнил легендарный генерал и крестьянский вождь Панчо Вилья.
Сама революция началась в 1910 году как восстание против давнего диктатора Порфирио Диаса и переросла в кровавую гражданскую войну, в ходе которой многочисленные группировки боролись за контроль над Мексикой. Франсиско Мадеро, аристократический идеалист и прогрессист, стал президентом после свержения Диаса. В 1913 году Мадеро был вынужден уйти в отставку, а затем предан и убит одним из своих генералов Викториано Уэртой, который вскоре пришел к власти. В 1914 году Уэрта тоже был свергнут после года революционного хаоса, увенчанного американской оккупацией Веракруса. Венустиано Карранса, бывший военный министр в кабинете Мадеро, стал президентом. Карранса, образованный человек из зажиточной семьи, не испытывал симпатии к земельной реформе, которая двигала такими крестьянскими революционерами как Вилья. Вилья посчитал, что главные цели революции не были достигнуты, начал свою войну.
Голливудская история генерала Вильи
Никто не знает, как Вилья и Гриффит установили контакт. Вообще, Вилья любил по красоваться как типичный мексиканец, может кино о нем было его же идеей. Известно лишь, что 5 декабря 1914 года Вилья подписал контракт с компанией Гриффита на эти самые съемки. В лагерь генерала Вильи прибыла группа из четырех киношников с аппаратурой, специально предназначенной для съемки на полях сражений. Генералу Вилье компания обязалась платить по 500 долларов золотом за каждый месяц съемок. Кинохроника была относительно новым жанром, и киноиндустрия была очень заинтересована в ее развитии. Впервые люди, никогда не участвовавшие в войне, смогли бы по-настоящему увидеть, что такое война.
Дэвид Гриффит планировал создать полухудожественный фильм – смесь вымысла и документального кино, во всяком случае Рауль Уолш должен был играть Вилью в молодости. Сценария не было, Гриффит дал Уолшу лишь весьма условную биографию генерала Вильи.
Прибыв в лагерь повстанцев Уолш отдал генералу золотые монеты и изложил через переводчика придуманный в ходе поездки сценарий. «Эту картину, - сказал он Вилье и его офицерам, - увидят миллионы людей в Соединенных Штатах и других странах. На ней генерал Вилья будет изображен мальчиком, живущим с матерью и сестрой за пределами Идальго-дель-Парраль. Когда он вырос, то получил работу вакеро на соседнем ранчо.... Когда он услышал об открытии Большой гасиенды Терразас в южной части штата Чиуауа, он обнял мать и сестру и уехал, оставив им немного денег, которые у него были». Остальная часть сценария включала возвращение Вильи в Парраль, где он находит мать и сестру изнасилованными и убитыми федералами. На самом деле Вилья утверждал, что один из владельцев гасиенды, где он родился, пытался изнасиловать его сестру, и Вилья застрелил его в отместку. Но в любом случае генералу голливудская задумка понравилась.
На Мехико!
Наконец прибыл оператор Уолша и военная кампания началась. Люди Вильи захватили поезд, принадлежащий мексиканской Центральной железной дороге. Первым пунктом назначения революционной армии был Дуранго, расположенный к югу от Парраля, который они захватили в течение нескольких часов. Конечным пунктом назначения Вильи был Мехико, а главной целью – контроль над страной.
В Дуранго Уолш и Вилья продолжали адаптировать революционные реалии к своему фильму. Когда люди Вильи выпустили несколько несчастных заключенных из тюрьмы Дуранго, Уолш восстановил событие в более кинематографическом стиле. Генерал приказал нескольким ротам своих людей снять сомбреро и патронташи, сложить винтовки и войти в тюрьму. Солдаты, поначалу растерявшиеся, были проинструктированы, что, когда один из лейтенантов Вильи выстрелит из пистолета, они должны выбежать из тюрьмы с криками «Вива, Вилья!». Один солдат пришел в такой восторг, что подбежал, схватил своего командира за лодыжку и поцеловал его ботинок.
Уолш даже устроил инсценировку боя между солдатами Вильи и федералами. По приказу Вильи его солдаты сняли с убитых врагов кепи, сапоги и окровавленные мундиры и переоделись в федералов. «Как только они преодолели свое нежелание надевать ненавистную униформу, - писал Уолш позже, - все стало для них большой шуткой. Я никогда не слышал, чтобы солдаты под огнем скалились, как обезьяны, друг на друга или на врага».
Армия Вильи вступила в Мехико 17 февраля. Взятие столицы по сравнению с кампанией в Дуранго была относительно бескровной. К тому времени федералы пали духом. Когда они увидели гигантское облако пыли, поднятое приближающейся верхом армией Вильи, они бежали из города. Вилья въехал в столицу под восторженные возгласы.
Рауль Уолш закончил съемки в замке Чапультепек и собрался обратно в Голливуд. Три грузовика Уолша добирались до приграничного Хуареса три недели. Там он сел на поезд до Лос-Анджелеса, где почти сразу же начал снимать студийные эпизоды в миссии Сан-Фернандо, заменив Вилью в роли молодого Панчо. Он закончил сцены менее чем за неделю, и после быстрого редактирования, нетерпеливая студия получила свои полнометражные пять барабанов кинопленки. Гриффит в восторге от работы Уолша.
Судьба героев
Премьера "Жизни генерала Вильи" состоялась в Нью-Йорке 14 мая 1914 года и получила в целом положительные отзывы. Она была выпущена в разные даты и под разными названиями («Жизнь генерала Вильи», «Трагедия и карьера генерала Вильи», «Трагическая ранняя жизнь генерала Вильи») в других частях страны. Фильм преуспел в прокате, отчасти потому, что он был показан в то время, когда Вилья достиг вершины своей популярности.
К концу 1914 года Вилья окончательно порвал с Каррансой, который убедил администрацию президента США Вильсона прекратить всякую помощь армии Вильи. Это послужило толчком к печально известному рейду Вильи в марте 1916 года на пограничный город Колумбус, в ходе которого его люди убили нескольких американских граждан. Затем Вильсон приказал генералу Джону Першингу предпринять бесплодную попытку поймать мятежного генерала. Почти в одночасье голливудское восприятие Вильи изменилось.
В Мексике между Вильей и Каррансой установилось вооруженное перемирие. В 1920 году после убийства Каррансы новый президент генерал Альваро Обрегон подарил Вилье гасиенду рядом с его старым домом в Паррале. 20 июля 1923 года во время посещения города без своих обычных телохранителей Вилья попал в засаду и был убит, как считается, с одобрения президента Обрегона. Рауль Уолш снял свой последний фильм в 1964 году.
Также по теме:
Американская авиация против Панчо Вильи: счет 0:1
Битва в Ногалесе – драка двух городских районов вдоль центральной улицы
Морская пехота США против Аугусто Сандино: счет 0:1
Первая десятка лучших сапата-вестернов
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?