Здравствуйте, уважаемые читатели.
Вот и прошли очередные ЕГЭ. Вспомним, сколько скандалов и споров было по поводу заданий ЕГЭ, особенно по химии.
Давайте попытаемся разобраться. В школе все предметы изучаются на базовом уровне. И только отдельные предметы в профильных классах изучаются углубленно. Например, в физико-математическом профиле углубленно изучается физика и математика, в химико-биологическом – химия и биология. ЕГЭ же по всем предметам, кроме русского языка и математики–базы, сдается на профильном уровне. На профильном уровне на изучение предмета отводится 4-5 часов, на базовом – 1-2 часа. Как вы понимаете, для высоких баллов на ЕГЭ этого мало. Если у ребенка по предмету на базовом уровне стоит твердая «5» и он больше нигде не занимается, то реальнее всего набрать 40-50 баллов.
Как только учащийся (и его родители) определился с выбором экзамена, необходимо зайти на сайт ФИПИ и посмотреть кодификатор и спецификатор по данному предмету.
Я физик и буду объяснять на примере этого предмета. В спецификаторе расписано сколько задач относится к какому уровню и к какому разделу.
Вот что написано в спецификаторе: «Задания базового уровня включены в часть 1 работы (21 задание с кратким ответом, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа или слова и 8 заданий с записью ответа в виде последовательности цифр). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов, а также знаний о свойствах космических объектов. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 3 задания с кратким ответом в части 1, 2 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом в части 2. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Включение в часть 2 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.»
За 21 задание базового уровня можно набрать максимум 53 балла (28 первичных), за 7 задач повышенного уровня 24 балла (13 первичных) и за 4 задания высокого уровня 23 балла (12 первичных). Итого 100 баллов, 53 первичных.
В кодификаторе расписаны все темы и приведены основные формулу. Давайте рассмотрим один раздел «Механика» и посмотрим, какие темы на базовом уровне не изучаются. 1) Движение тела, брошенного под углом к горизонту; 2) Твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела; 3) Условия равновесия твердого тел (только изучалось в 7 классе как частный случай « Равновесие рычага»); 4) Механические колебания (не в полном объеме). И это расхождения только в теории. По поводу решения задач даже говорить нечего. Ну нельзя в 2 часа уложить то, что делается за 5 часов!
Как же подготовиться к экзамену? Есть два пути:
1. Заниматься с репетитором. И здесь мои советы:
- лучше чтобы репетитор был школьным учителем. Они лучше знают все нюансы программы, чем преподаватели вузов, а тем более репетиторы, не работающие в образовании (хотя бывают и исключения);
- если репетитор ведет несколько предметов, то, мне кажется, качество здесь очень хромает;
- желательно, чтобы у репетитора был сертификат сдачи им теста в формате ЕГЭ (в Центре независимого тестирования). Уровень лучше эксперта или хотя бы высокий. Такие сертификаты сейчас требуют от учителей в хороших школах Москвы и Санкт-Петербурга. На мой взгляд, это самое главное
2. Заниматься самостоятельно. Сейчас есть неплохие сайты с разбором заданий. Есть онлайн - школы с небольшой оплатой. Но главное, надо решать и решать задания.
В заключение я разберу задачу №32 этого года на оптику, которая тоже вызвала немало споров. Задача взята из соцсети.
Два источника света находятся на главной оси собирающей линзы на расстоянии L друг от друга. Первый источник находится на расстоянии 20 см от линзы. Найти расстояние L, если оптическая сила линзы D =3,5 дптр и изображения источников находятся в одной точке.
Давайте сначала по рассуждаем. Собирающая линза может давать действительное изображение, если расстояние от предмета до линзы больше фокусного. В этом случае изображение и предмет лежат по разные стороны линзы. Собирающая линза может давать мнимое изображение, если расстояние от предмета до линзы меньше фокусного. Здесь предмет и изображение находятся по одну сторону линзы. Таким образом, чтобы изображения от двух источников находились в одной точке, один источник должен давать действительное изображение, а другой мнимое.
Фокусное расстояние линзы равно F= 1/D
F = 1/3,5 м=1000/35 см=200/7 см, что больше 20 см. Следовательно, первый источник дает мнимое изображение, а второй- действительное. Ну а теперь осталось записать два уравнения и решить их
Дано: Решение:
D= 3,5 дптр ! Запишем формулу тонкой линзы для двух случаев
d1=20 см ! 1/F = 1/d1 - 1/f и 1/F= 1/d2 + 1/f
----------------- Выражаем из обоих уравнений 1/f и приравнивая
получаем
Найти L- ? 1/d1 - 1/F= 1/F - 1/d2 . Откуда выражаем 1/d2 = 2/F - 1/d1
1/d2 = 2*7/200-1/20=4/200=1/50 Таким образом, вторая точка находится на расстоянии
50 см от линзы. Следовательно, расстояние между точками равно
L = d1+ d2 = 70см
Уважаемые читатели! В дальнейших публикациях я буду разбирать задания ЕГЭ по физике : как задания первой части, так и второй. Приглашайте своих детей, знакомых 11-классников. Буду рада помочь.