Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Петербург – троллейбусная столица России. Чем троллейбус лучше автобуса и не закроют ли его, как в Москве

Оглавление

Пока Москва закрывала троллейбусные маршруты, Петербург наращивал маршрутную сеть, уменьшал интервалы в движении и покупал все больше и больше новых троллейбусов. Чем троллейбус лучше автобуса в городском ритме, почему его так сложно, но важно сохранять и какого цвета должен быть городской транспорт, объяснил транспортный эксперт из Петербурга Анатолий Хозяинов.

Анатолий Хозяинов много лет изучает городской транспорт и работает в транспортной сфере. Он и его команда делают лучший в городе сайт о транспорте «Питертранспорт». На днях он дал мне большое интервью.

Мы уже опубликовали его рассказ о транспортной реформе, которая ждет город на Неве. По этой ссылке можно найти прогноз эксперта о новых маршрутах рельсового транспорта в Петербурге (концессионные трамвайные маршруты, аэроэкспрессы, городские электрички). А здесь – рассказ Хозяинова о том, как он и его команда смогли без бюджета сделать лучший в городе проект о транспорте.

«Мы полные антиподы с Москвой»

– Анатолий, в Москве троллейбусы закрыли совсем. Петербург, получается, – полная противоположность столицы?

– Да, мы полные антиподы! У нас троллейбусы только развиваются.

– Как вообще Вы относитесь к троллейбусам?

– Я к троллейбусам отношусь максимально положительно. Потому что это вид транспорта, который показывает очень хорошие динамические характеристики на прямых, ровных участках. Тот же Невский проспект. Кто ездит регулярно по Невскому проспекту, тому даже рассказывать не надо, он сам знает, что троллейбус там может автобус обогнать.

– Когда я жил на Васильевском острове и ездил оттуда на Невский, я точно знал, что одиннадцатый троллейбус обгонит седьмой автобус, притом, что маршруты у них почти дублируются.

– Да, Большой проспект Васильевского острова – прямой и широченный. Поэтому троллейбусу легче разгоняться, просто в силу принципа работы его электродвигателя. Огромный трехосный автобус «Волжанин», который ходит на седьмом маршруте, будет довольно долго с передачи на передачу прыгать-скакать, пока наберет скорость.

А вообще у нас пошли в максимально правильном направлении, и пока еще была жива «Тролза» успели накупить много классных «Тролз» с батарейками. Потом были белорусы с батарейками, в этом году мы покупаем вологодцев с батарейками. А ещё Петербург первым в стране за последние 7 лет приобрел «гармошки». Там кто-то говорит, дизайн такой, дизайн сякой – но это вообще неважно. Питер своим заказом вынудил завод спроектировать новый сочлененный троллейбус. И теперь они могут делать его серийно для кого угодно.

Новый троллейбус-гармошка в Петербурге. Фото: Татьяна Бердникова
Новый троллейбус-гармошка в Петербурге. Фото: Татьяна Бердникова
Новый троллейбус-гармошка в Петербурге. Фото: Татьяна Бердникова
Новый троллейбус-гармошка в Петербурге. Фото: Татьяна Бердникова

– Каков мировой опыт использования троллейбусов?

– В том-то и проблема, что троллейбус очень сложно защищать, ссылаясь на мировой опыт. Троллейбус в мире очень слабо развит. Я сейчас на пальцах двух рук могу перечислить все страны, где троллейбус не экзотика, а нормальный транспорт. Это Россия, Украина, Белоруссия, Румыния, Болгария, Чехия, КНДР и Китай – это восемь стран «восточного» мира, так скажем (которые были социалистическими или сейчас такие). И есть всего две страны «западного» мира, где троллейбус – повседневное явление, а не какая-то экзотика. Это Италия и Швейцария. Всё. Всего-навсего десять стран в мире, для которых троллейбус – абсолютно нормальная история.

Для всех остальных стран в мире троллейбус – это настоящая диковинка. Они либо достались в наследство и их поддерживают, пока они ездят, а как только устаревают, их меняют на электробусы, как в Сербии сейчас. Либо наоборот, это суперэкзотика. Вот в Испании есть одна система с одним маршрутом. Построили ради интереса. В Саудовской Аравии есть одна система с одним маршрутом – тоже построили скорее ради пафоса.

Поэтому – да, троллейбус сложно защищать. Когда ты говоришь про автобус, все понятно, это удобно, он может заехать куда угодно, за руль может сесть любой водитель категории Д, залить дизельное топливо – и поехал.

– Как развивается троллейбусная сеть в Петербурге?

– Во-первых, у нас продлевают маршруты на улицы, где нет проводов. Там ходят как раз троллейбусы с аккумуляторами. Во-вторых, нам с советского времени досталась система, где две трети маршрутов были ежедневные, а треть работала только по будним дням в часы-пик. И вот уже который год, планомерно, по одному-двум маршрутам в год мы эти маршруты переводим на ежедневный нормальный режим. Мы уже не говорим, что троллейбус – это транспорт, который работает только в часы пик, чтобы помочь автобусу и метро. Нет; мы из троллейбуса делаем нормальным магистральный транспорт. Соответственно, маршрутов, которые работают по будням, осталось всего несколько.

Какого цвета должен быть транспорт в Петербурге

– У троллейбуса в Петербурге очень необычная и красивая окраска. Какого вообще цвета должен быть транспорт в Петербурге?

– Это очень интересный вопрос. Транспорт должен быть очень яркого, заметного цвета.

– Весь транспорт одного цвета?

– Необязательно. Вот я специально ответил прилагательными – «яркий и заметный цвет», потому что у цвета должно быть именно это свойство.

Пока у нас много трамвайных путей, совмещенных с дорогами, трамвай обязательно должен быть выделен цветом, который водителем будет восприниматься моментально. Потому что по ПДД трамвай – всегда главный, а люди не всегда это помнят, плюс трамвай не может никуда подвинуться. Поэтому трамвай должен быть красный, оранжевый. «Чижик», в принципе, тоже яркий, но летом сливается с природой. Но «Чижик» – полностью обособленная сеть, а я говорю, когда трамваи у нас именно выходят к автомобилям. Я бы видел решением для Петербурга единый бренд, единую схему цветовую, но разные цвета.

Фото: «Вконтакте» / Чижик
Фото: «Вконтакте» / Чижик

Многие говорят, зачем разделять троллейбус и автобус, в частности цветом, мол кому это нужно. Да никому не нужно конечно, но раз Петербург с недавних пор стал троллейбусной столицей России, то почему бы это не сделать нашей «фишкой»? Почему бы нам не гордиться нашим троллейбусом, не выделять его?

Вот у нас сейчас действительно есть классная схема покраски троллейбуса. Полосочки на сине-белом фоне. Это неплохо, это интересно. Давайте что-нибудь в таком же стиле придумаем для автобусов. Почему на автобусах не могут быть такие же полоски?

Троллейбус на Невском проспекте. Фото: wikimedia
Троллейбус на Невском проспекте. Фото: wikimedia

У нас автобусы стали красить в лазурный цвет. В принципе, цвет, пока он на новых автобусах, смотрится неплохо. Но у нас еще нет ни одного автобуса, который маляр кисточкой в парке покрасил этим цветом. Что будет, когда такое случится, сказать трудно. А синие троллейбусы в парке уже ремонтировали, и цвет все равно смотрится хорошо.

Фото: «Вконтакте» / СПБ ГУП Пассажиравтотранс
Фото: «Вконтакте» / СПБ ГУП Пассажиравтотранс

– Я так понимаю, что транспорт должен быть разных цветов, потому что у нас еще есть места, где пересекаются автобусы и троллейбусы одного номера? И когда троллейбус приходит со сложенными токоприемниками, отличить его от автобуса бывает сложно?

– Да, у нас на Невском есть автобус и троллейбус седьмого маршрута, автобус и троллейбус 22 маршрута. На Литейном проспекте есть места, где пересекаются 15 троллейбус и автобус. Более того, у нас есть знаменитое место на Светлановской площади, где ходят 40 трамвай, 40 троллейбус и 40 автобус. От этого, конечно, надо уходить. Я считаю, что можно было бы просто перед номером троллейбуса поставить букву Т и так его обозначать.

<<< Читать предыдущую часть интервью о том, построят ли в Петербурге аэроэкспресс, аналог МЦД и новый частный трамвай.

Читать продолжение про то, как группа энтузиастов во главе с Анатолием Хозяиновым сделала лучший транспортный сайт города ->>>